19 Июня 2018

Советы людям с депрессией

Нам уже доводилось обсуждать тему правильных и неправильных советов в глобальном смысле, однако на фоне недавних разговоров в "Помощи зала" я хотела бы немного подробнее поговорить о том - какие советы нельзя давать людям, страдающим от депрессии. 

Первая мысль, конечно - а как вообще определить, что у человека депрессия, а не просто плохое настроение? Задача совсем не проста, тем более что даже специалистам не всегда удаётся сходу поставить такой диагноз. Мы - не специалисты, да и личные обстоятельства каждого собеседника нам могут быть не знакомы. Но какие-то общие признаки у депрессии всё-таки есть: когда человек говорит, что он полностью потерял интерес к жизни, замкнулся в себе, постоянно чувствует себя усталым, не может наладить нормальный бытовой график (питания, сна, отдыха), часто жалуется на плохое самочувствие без отчётливых причин, но самое главное - всё это длится долго, без просветов, то можно предположить, что речь идёт действительно о депрессивном состоянии, и шутить с ним нельзя. 

Психологи и психиатры настойчиво повторяют: депрессия - это болезнь, которую нужно лечить. Не дурь, не выдумки, не лень что-то делать со своей жизнью, а именно болезнь. Если мы хотим считать себя адекватными людьми, искренне сочувствуем кому-то, попавшему в трудную ситуацию, то просто обязаны вспомнить несколько простых рекомендаций от специалистов и постараться их соблюсти, общаясь с теми, кто, возможно, именно сейчас отчаянно пытается справиться с навалившимся расстройством. 

Все советы даны практикующими психологами, не взяты с потолка и не из личного опыта (а почему не из личного опыта - будет упомянуто ниже). 

Никогда не говорите: 
1. Я знаю, что ты сейчас чувствуешь.
Доктор Дебра Киссен, специализирующаяся на терапии стрессовых расстройств в Чикагском центре психологической помощи, поясняет: "Не сомневаюсь, что вы сочувствуете собеседнику и готовы проявить эмпатию, однако на самом деле вы не можете знать - насколько сокрушительной бывает душевная боль во время депрессии. Таким образом это выражение теряет всякий смысл, даже если вы действительно в какой-то момент сами были в депрессии. Дело в том, что все переживают её абсолютно по-разному. Предпочтите другую фразу: "Я не знаю, насколько тебе плохо сейчас, но я здесь, я рядом, я хочу тебе помочь"".

2. Это просто тяжёлый день выдался. "Это не тяжёлый день", поправляет американский психолог Крис Килмартин. "Я бы скорее сказал - несколько почти невыносимых недель, а то и месяцев, которые уже начали оказывать разрушительное влияние на здоровье и профессиональное поведение человека (или его учёбу, если речь идёт о студентах и школьниках). Сконцентрируйтесь на вашем желании выслушать того, кто нуждается в помощи, и воздержитесь от оценочных комментариев относительно его эмоций. 

3. Ой, ну какие у тебя могут быть проблемы? Советующим таким образом может показаться, что они указывают заболевшему на вещи, за которые он вообще-то должен быть благодарен судьбе, себе, или окружающим (здоровые дети и родственники, наличие работы, жилья, денег, хлеба с маслом на столе). Доктор Киссинг напоминает: "Вообще-то человек с депрессией и без этого указания уже испытывает чувство вины за то, что у него вроде бы всё есть, а выкарабкаться из проблемы с психологическим здоровьем никак не удаётся". Чувство вины и стыда за свою неспособность расправить плечи - самые упорные пособники депрессии.

Вместо кивков на поводы для счастья предложите какое-то совместное занятие, поход в кино, в кафе, на прогулку - что-то, что раньше приносило заболевшему радость. Депрессия прежде всего обрубает социальные связи, поэтому очень важно поддержать их и поместить человека в среду, которая его доставляет ему удовольствие (или хотя бы напоминает о нём). Даже если он говорит, что не хочет куда-то идти, настаивайте (в разумных пределах, конечно). 

4. А в Африке, между прочим, дети голодают - и все аналоги этой фразы. Элен Фридман, практикующий психолог из Сент-Луиса, подчёркивает: "Во-первых, ваш собеседник и сам это прекрасно знает, и ему, возможно, стыдно быть таким "слабым", в то время как столько людей на планете борется за удовлетворение самых первичных потребностей. Во-вторых, таким образом вы обесцениваете то, что с ним происходит, принижаете важность его переживаний. В-третьих, разговор с самого начала был не о проблемах других людей, он касался проблем отдельно взятой личности. Более верный подход: "Расскажи мне о том, что тебя мучает, в любое удобное время". 

5. Займись йогой/найди хобби/купи козу и т.д. "Депрессия подталкивает человека к уходу в себя, к отказу от любых интересных занятий, к изоляции. Вы же предлагаете совершенно противоположное - начало какой-то деятельности, притом, что больному это может быть практически недоступно. У него нет на это душевных, а иногда и физических ресурсов", - говорит доктор Салли Уинстон из психологического центра в Мэриленде. Более продуктивное предложение выглядит так: "Я знаю, что ты себя не очень хорошо чувствуешь, но давай вместе сходим в кафе (испечём пирожки/разберём летние/зимние вещи/посмотрим фильм - вставьте подходящее занятие сами)." Очень многие депрессивные люди боятся, что их сочтут лишним грузом, поэтому такое искреннее приглашение напоминает им о том, что они всё ещё желанны в качестве компании и значимы. 

6. Не накручивай себя/ не надумывай. "Охотно допускаю, что в ваши планы вовсе не входило быть таким категоричным", - продолжает доктор Фридман. "Прежде чем давать такой совет, постарайтесь узнать побольше о депрессии. Речь идёт о серьёзной болезни, вы бы не стали говорить больному раком, что он себя просто накрутил, не так ли?" Фраза "Это хорошо, что ты решил поговорить об этом, не держи всё в себе", или просто внимательное участие в беседе (он говорит, вы слушаете) - правильные реакции на попытку человека как-то поправить своё состояние. 

7. Выше нос, не падай духом, соберись. В других ситуациях, возможно, этих слов вполне достаточно. Но не при депрессии. "Понукания к выздоровлению не мотивируют заболевших депрессией. Депрессия - не дело выбора, никто не может просто так взять - и по собственной воле выздороветь. Во время болезни люди не видят перед собой никаких перспектив, им кажется, что дальше всё будет только хуже, их душа наполнена безнадёжностью. Именно поэтому так важно напомнить, что все пессимистичные мысли и эмоции - это только мысли и эмоции, но не факты. Когда вы говорите об этой существенной разнице, вы помогаете своему собеседнику бороться с одиночеством и потерей оптимизма в жизни. 

8. Если тебе так плохо, прими уже успокоительных. Врачи предписывают антидепрессанты строго с учётом индивидуальных особенностей каждого обратившегося за помощью, к тому же эти лекарства могут сильно отличаться друг от друга. В некоторых случаях вообще удаётся обойтись без таблеток, и неразумно давать советы в духе "моей подруге помогли те или иные лекарства". (Всё, я теперь буду внимательнее читать призывы о помощи, прежде чем написать "да выпей тёткинского коктейля" - прим.автора). В особо тяжёлых случаях без фармацевтических препаратов вообще не обойтись, поэтому доктор Уинстон рекомендует задавать вопрос иначе: "Ты уже пробовала обратиться к специалисту? Что он тебе сказал/прописал что-нибудь? Есть в городе какие-нибудь центры психологической помощи, давай поищем вместе?". Иногда людям и в голову не приходит, что вопрос более не решается простым ожиданием, и им нужна профессиональная помощь. 

Последний пункт - особенно серьёзный и важный. Если в беседе проскользнуло упоминание о том, что человек готов сделать с собой что-нибудь непоправимое, непреклонно настаивайте на психиатрической помощи, без задержек. Я понимаю, насколько это непросто, особенно при беседах в сети, однако лишнее знание не повредит, и более серьёзного повода для обращения к врачу придумать нельзя. Когда присутствуете лично - не оставляйте человека в одиночестве, до тех пор, пока он не будет под присмотром специалистов. 

Надеюсь, что это довольно простые рекомендации помогут нам всем быть хорошими, дельными советчиками, а не просто самоутверждающимися невеждами. Ну и что, что в Помощи Зала у нас иногда появляются тролли, я этого не боюсь, гораздо хуже отказать в нормальной беседе человеку, который действительно нуждался в чьих-то внимательных ушах (или глазах, ведь все вопросы мы читаем). 

Советуйте умно, советуйте с душой. Тётки помогают друг другу годами, и я надеюсь, что эта традиция не угаснет. 


А для мелких бытовых печалек у нас есть свой проверенный рецепт. Хороший юмор плюс настойка пиона, боярышника и... - я опять забыла весь состав, напомните в комментариях :)


П.С. Поясню, почему я выбрала советы американских психологов, а не отечественных. Потому что советы отечественных, к сожалению, мне показались абсолютно размытыми, без конкретных фраз и способов действия. Мой личный психолог, который в своё время оказался бесценной помощью, был русским, однако его советы касались исключительно меня, моей ситуации, и соответственно, всем подойти не могут. А вообще я хотела бы взять у него интервью в какой-то момент, будет очень здорово, если он согласится. 

комментарии:


  • Автор: Geronimo      22.01.15 12:30

    Вообще, все советы, что именно НАДО делать (в отличие от советов, что НЕ надо), применимы только к очень-очень близким людям.

    Потому как вот это - таскать его через силу за собой, все время выслушивать, выслушивать, выслушивать - может привести самого к психиатру. Мало для кого это можно делать в постоянном режиме.

    Все-таки лучше к специалистам.

    Ответить

  • Автор: женщина для любви      22.01.15 12:44

    надо одно: отвести человека к психиатру или натолкнуть на эту мысль. Я как очевидец и собссно имевшая Д почти 2 года могу сказать, что все эти советы бесполезны. Если это действительно депрессия.

    Ответить

  • Автор: Elle      22.01.15 12:50 Ответ для Geronimo 22.01.15 12:30

    Тут очень тонкий момент : люди в депрессивных состояниях чаще всего склонны ОТТОРГАТЬ помощь, и советы, и (или) выслушивать их, но не следовать.
    И, только когда у человека срабатывает инстинкт самосохранения; или же возникает мотивация; тогда он добровольно может приступить к лечению.

    Болото изрядное, эти депрессии.

    Ответить

  • Автор: Elle      22.01.15 12:52 Ответ для Geronimo 22.01.15 12:30

    сорри, Джеронимо. Комментарий был общим, не лично Вам.

    Ответить

  • Автор: Geronimo      22.01.15 12:53 Ответ для Elle 22.01.15 12:52

    Да ой.
    Тем более, что я одна, а ты во множественном числе че-та пишешь?

    Ответить

  • Автор: женщина для любви      22.01.15 12:54 Ответ для Elle 22.01.15 12:50

    Я поняла, что она у меня была в тот момент, когда она прошла. Если бы знала, что это она, я бы пошла к врачу. Чета никто не посоветовал, привыкли, что ИХ поддерживают.

    Ответить

  • Автор: Пачимучка      22.01.15 13:53

    Ого! Допустила если не все ошибки по указанным пунктам, то половину точно! В 2013 мамочка моя страдала от этого недуга, ну или очень похоже, диагноз никто не ставил, просто по тел одна знакомая невролог порекомендовала препараты
    Началось все после маминой простуды, когда она неделю просидела дома, при том что привыкла все время быть чем-то занята. Утром на работу, в магазин, потом по дому что-то копошится. А тут сплошное бездействие. Усугубилось все тем, что как раз конец марта, а тут выпало огромное кол-во снега, транспорт застрял на дорогах. У мамы паника! Все это катаклизмы уже какие-то, в магазинах ниче не купим, это начало конца! К тому же я была на 7м месяце. Вот, я вам не нужна буду, вы и без меня хорошо справляетесь...
    Ну, в общем а течении примерно месяца все нормализовалось. Не знаю, само ли по себе или от таблеток

    Ответить

  • Автор: Hild      22.01.15 15:38

    О да. Как жертва эндогенного депрессивного расстройства подпишусь под всеми пунктами. От себя добавила бы еще один, за который хочется бить очень больно: "Возьми себя в руки!". Знали бы люди, которые его произносят, что депрессивнику только его апатия мешает отоварить советчика за такие слова по полной. Если человек в депрессии не лежит носом в стену, а совершает какие-то повседневные действия - одевается, чистит зубы, идет на работу - это ему дается таким усилием воли и таким "взятием себя в руки", что многим и не снился такой скилл владения собой и самоконтроля.

    А особенно раздражает нынешняя мода любую легкую хандру называть депрессией и считать советы из глянцевых журналов ("Пройдитесь по магазинам и посмотрите любимый фильм") истиной в последней инстанции. То, что лечится походом по магазинам, называется "плохое настроение и слабые нервы". Это не депрессия. Настоящая депрессия - это когда ты внутри умер и вмерз в озеро Коцит в девятом круге Дантова Ада. И это, мнять, мучительно, разрушительно, страшно и ни разу не располагает к привлечению к себе внимания путем жалоб на "модную болезнь".

    Ответить

  • Автор: Elle      22.01.15 15:59 Ответ для женщина для любви 22.01.15 12:54

    Ты ж сама врач, ... или я что то путаю ?

    Ответить

  • Автор: Elle      22.01.15 16:01 Ответ для Geronimo 22.01.15 12:53

    :)))))))))) , о.к.

    Ответить

  • Автор: Elle      22.01.15 16:07 Ответ для Hild 22.01.15 15:38

    да. все так.
    и, именно тогда нада включать благодарность к *спасибо, что живой; еще*; брать себя за жабры, выкорнить в себе слово *жалость к себе, такому разнещасненькому*; и искать тропы к жизнерадосности и исцелению.

    Возражения по поводу не принимаю, т.к. выбиралась с 9 круга Ада дважды. Второй раз начала двигаться благодаря идее : пойду собаку погуляю. Собака - человек взрослый, частный сектор, он и так гуляет :))) Но, на третий день он уже четко меня ждал, и вел на двухчасовую прогулку. ....

    Ответить

  • Автор: женщина для любви      22.01.15 16:12 Ответ для Elle 22.01.15 15:59

    Нет, к сожалению, не врач, в следующей жизни надеюсь быть им ). Как Н.П. Бехтерева )

    Ответить

  • Автор: Elle      22.01.15 16:16 Ответ для женщина для любви 22.01.15 16:12

    ну что ж, можно считать, что эту тему ты уже проработала :)

    Ответить

  • Автор: Geronimo      22.01.15 16:21 Ответ для Elle 22.01.15 16:07

    Я так понимаю, что депрессия характеризуется как раз полным отсутствием желания жить, в отличие от просто плохой полосы. Логичный исход депры (клинической) - суицид. И день начинается не со "спасибо, что живой", а с "почему я не сдох еще вчера".
    В депре легче не жить, чем жить. Жалости к себе тоже нет, просто нет смысла в жизни, в процессе жизни вообще. Одно безразличие и полное отсутствие "завтра" - плохого, хорошего, любого. Незачем утром просыпаться.
    Это уже не горе, это что-то за пределами горя.

    ИМХО, если чела спрашиваешь, как дела и слышишь в ответ "все плохо" - это еще не край, на краю ответ уже "да никак". Вакуум.

    Ответить

  • Автор: Elle      22.01.15 16:34 Ответ для Geronimo 22.01.15 16:21

    Гера, я тебе в трех строках не напишу.
    ....
    От разных заболеваний разные депрессии, т.к. разная психосоматика

    Жалость к себе есть в любом случае, только она потом проявится, когда рассасывается приторможенное состояние. Тут все смотришь : и физподготовку, и наличие проблем со спиной (счастье, если у человека осанка хорошая)), и общее состояние мочеполовой системы (корень там : чакра холода / 2 чакра *сегодня я не беспокоюсь* ); и еще многое.

    Если в человеке таки запустится благодарность к жизненным процессам, все. Это победа. Выживет и вычухается.
    ______________
    у меня по прошлому году самые благодарные парень: с раком кожи (уже здоров), и ВИч. Этот пашет сейчас так, что скоро меня учить будет. :))))
    Вот так человек жить хочет.

    Ответить

  • Автор: тишина      22.01.15 17:22 Ответ для Elle 22.01.15 16:34

    ты скорее говоришь не об эндогенной депрессии, а о депрессии, которая имеет конкретные причины и они сами по себе могут вызвать мотивацию к преодолению самого себя, этих причин и депрессии, которая была их следствием, эндогенная депрессия - это не что другое, Джеронимо правильно все описала, вы о разном вообще

    Ответить

  • Автор: Hild      22.01.15 17:35 Ответ для Geronimo 22.01.15 16:21

    Поддерживаю. "Спасибо, что живой" - там не за что, потом что жизнь не имеет ни смысла, ни красок, ни цвета, вообще ничего. Как в полном космическом вакууме или в камере сенсорной депривации. Проснулся утром - и понимаешь, что тебе эту жизнь, как гирю пудовую, зачем-то целый день еще на себе тащить. И какая там жалость к себе, там никаких уже эмоций нет, только тоска. Если человек в депрессии еще ноет и жалуется - это хороший признак; плохо, когда "нытик" вдруг перестает ныть, потому что следующий шаг - суицид.
    Ад, короче, как есть ад.

    Ответить

  • Автор: Elle      23.01.15 13:46 Ответ для тишина 22.01.15 17:22

    Тишина :) у меня специализация по лечению мыслей в башке. Посему : причины депрессий разные. И подход к ним : разный.
    Едино одно : работаешь как сапер на уровне нюха. Потому что у каждого Ури есть своя кнопка жизни. И важно ее найти.

    а потом : включается осознавание жизни, проявляются краски, грудь начинает дышать... ну и дальше уже проще.

    Ни у кого же не возникло желания в депрессии пустить себе пулю в голову, или хотя б друга попросить, нет ?
    если нет, то нада ее искать, эту кнопку. Если возникло, то нада искать быстрее.

    _____ вообще, интуитивные вещи очень сложно и объяснять, и описывать..

    Ответить

  • Автор: Elle      23.01.15 13:48 Ответ для тишина 22.01.15 17:22

    Джеронимо вообще умница. Редкой эрудиции человек :)

    Ответить

  • Автор: тишина      23.01.15 15:21 Ответ для Elle 23.01.15 13:46

    психолог? явно не психиатр, а депрессию должен лечить именно психиатр, медикаментозно, эндогенная депрессия - это физиология, всякие жизненные причины и дурные мысли из-за них - лишь спусковой крючок, чтобы человек сдал, так что как мысли в башке не лечи...
    "Ни у кого же не возникло желания в депрессии пустить себе пулю в голову"
    как это нет? суицидальные мысли, как раз, постоянные спутник в депрессии, и порой это желание вполне успешно осуществляется, если вовремя не оказать действительно действенную помощь, а не искать там что-то интуитивно

    Ответить

  • Автор: женщина для любви      23.01.15 15:43 Ответ для Elle 23.01.15 13:46

    Мне вообще жить не хотелось. Только дети удерживали, вернее, что им пока нужна моя помощь. Пистолет в доме не водится, СБ.
    Прошло через 10 минут после инъекций. Назначал офтальмолог по другому поводу, но вот такой сказочный побочный эффект случился.

    Ответить

  • Автор: Geronimo      23.01.15 15:46 Ответ для Elle 23.01.15 13:48

    Ты такое не пиши, а то я сюда больше не приду :(((

    Ответить

  • Автор: Geronimo      23.01.15 15:48 Ответ для тишина 23.01.15 15:21

    Да и вообще-то суицид может быть не только активный же...
    Чел может просто не лечить серьезную болезнь, типа пневмонии. Вроде и пулю в лоб не пустил.

    Ответить

  • Автор: Basya      23.01.15 15:49 Ответ для женщина для любви 23.01.15 15:43

    инъекций чего?

    Ответить

  • Автор: тишина      23.01.15 15:50 Ответ для Geronimo 23.01.15 15:48

    тоже вариант

    Ответить

  • Автор: женщина для любви      23.01.15 15:52 Ответ для Basya 23.01.15 15:49

    Там 3 или 4 препарата, не помню названий, для мозгового к/о, что-то для восстановления алкоголиков и т.п. Кололи в вену, мышцу, в виски и глаза.

    Ответить

  • Автор: Basya      23.01.15 15:53 Ответ для женщина для любви 23.01.15 15:52

    были какие-то проблемы со зрением до этого, почему к офтальмологу обращалась?

    Ответить

  • Автор: женщина для любви      23.01.15 15:55 Ответ для Basya 23.01.15 15:53

    Есессно, у меня глаукома уже 4 года, на учете я )

    Ответить

  • Автор: Elle      23.01.15 15:57 Ответ для женщина для любви 23.01.15 15:43

    я - Рейки-терапевт. сенсетив. так что это местами круче медикаментов. :))

    Ответить

  • Автор: Elle      23.01.15 15:59 Ответ для Geronimo 23.01.15 15:46

    :)))

    Ответить

  • Автор: женщина для любви      23.01.15 16:02 Ответ для Elle 23.01.15 15:57

    Ну видишь как ))) Не встретились вовремя )

    Ответить

  • Автор: Elle      23.01.15 16:06 Ответ для женщина для любви 23.01.15 15:43

    Всему есть причина.
    Лекарство, которое тебе назначил офтальмолог, скорой всего снимал блокады страха, и шла работа на восстановление целостности подсознания ( у них оно ядами проедается)

    У тебя восстановилась защитная *шапка* (эфирное поле), и отпустило.

    Ответить

  • Автор: Elle      23.01.15 16:10 Ответ для женщина для любви 23.01.15 16:02

    я по лекарствам полный профан.

    У меня всю жизнь в аптечке лейкопластырь, иод и анальгин (какой то кислоты иногда не хватает, иногда приходится).
    так что фармакологическое чудо не раскрою.

    Ответить

  • Автор: тишина      23.01.15 16:12 Ответ для Elle 23.01.15 16:06

    от тебя плющит, а ты себе че колешь, чтоб так перло?

    Ответить

  • Автор: женщина для любви      23.01.15 16:14 Ответ для Elle 23.01.15 16:06

    В общем, мозги пришли в порядок. Это сказочное в полном смысле слова ощущение, что, как у Кая, растаял лед в глазах и в сердце. Пардон за пафос.

    Ответить

  • Автор: Basya      23.01.15 16:35 Ответ для женщина для любви 23.01.15 15:55

    Я так выспрашиваю, потому что похожее кино было у меня года два назад.
    Месяц депрессии, со всеми симптомами , кот. вы тут обсуждаете: тоскливое равнодушие к жизни, стремление к изоляции, и тд. и тп. оч. тяжелый состояние, которое действительно не описать, если не испытывал.
    Потом случается сильный смазм в башке, немеет рука и половина лица, отпускает через несколько часов, два дня под капельницами. Депрессия прошла через несколько дней в больнице.
    Я тогда решила, что вот этот депрессняк меня до этого спазма и довел, типа психика разрядилась на башке как части тела
    Теперь после того, как прочла твои комменты, стала задумываться, а не было ли наоборот: депрессия из-за неполадок в теле, что-то с химией. Какбе депрессия как следствие, а не как причина

    Ответить

  • Автор: Geronimo      23.01.15 16:42 Ответ для Basya 23.01.15 16:35

    Ты знаешь, возможно.
    У меня отец умер от рака, так вот, он впал в такое состояние задолго до того, как был поставлен диагноз. Он разительно изменился буквально за месяц, понять ничего не было возможно, мы скакали вокруг него хороводом - все бестолку. И есть практически перестал, если бы не кормили практически насильно (одним мороженым) - просто заморил бы себя голодом.

    Потом вызвали скорую на сердечный приступ - врач показал на опухоль на теле, которой вчера еще не было, и сказал "саркома". Мы, конечно, дергались, носились по врачам, капельницы шарашили без остановки, но через три месяца все было кончено. И вся наша прыготня и усилия не вызывали у него никакого интереса - ему было все равно на все. Единственно, чего он хотел - чтобы его оставили в покое, он просто лежал днями и смотрел перед собой.

    Ответить

  • Автор: женщина для любви      23.01.15 16:43 Ответ для Basya 23.01.15 16:35

    Похоже, что так.
    Если я правильно понимаю, депрессия - это следствие, у меня так причин дофига было. Блин, почти 2 года вычеркнуто из жизни.
    И мне кажется, что мое состояние тогда внимательный читатель почувствовал ))

    Ответить

  • Автор: женщина для любви      23.01.15 16:47 Ответ для Basya 23.01.15 16:35

    а личку глянь

    Ответить

  • Автор: Elle      23.01.15 16:57 Ответ для женщина для любви 23.01.15 16:14

    https://www.youtube.com/watch?v=wrnyh5_T9XE
    лекция Далай Ламы, от 14 минуты / как раз о взаимосвязи душевного и физического состояния.

    он все-таки профи, стоит послушать.
    _________
    да это правда, именно такое ощущение, когда слой восстанавливается. :))

    Ответить