17 Октября 2018

Об утешении

Для того, чтоб успокоить беременную женщину, на самом деле не нужно быть семи пядей во лбу — обычно стоит напомнить, что от её ровного настроения зависит здоровье малыша, и большинство будущих мам берёт себя в руки. Может, не сразу, но берёт. Сильно экзальтированных дам не принимаем во внимание — что беременные, что не беременные, они от любимого спорта подраматизировать на пустом месте не откажутся.

Но я понятия не имею — как утешить женщину, беременность которой завершилась плохо, что на маленьком сроке, что на большом. Все слова кажутся какими-то фальшивыми, все увещевания — глупой попыткой что-то там сгладить. Как можно словами уменьшить невероятную горечь такой потери? Не имеет особого значения срок, если тётка хотела стать матерью, в душе она уже создала небольшой мир для своего ребёнка, и этот мир в одну невыносимо длинную секунду разрушается безжалостным диагнозом.

Обычно говорятся вещи вроде «ты ещё молодая, родишь себе другого» - а как насчёт того, что ей хотелось ИМЕННО этого, а совсем не другого?

Или говорят «наверное, у него были какие-то серьёзные проблемы со здоровьем» - и женщина думает: «А почему это случилось именно с ним? Есть ли в этом моя вина, что я могла сделать или сделала не так?», и к боли потери добавляются ещё и боль от незнания, и от вины, и угрызения совести, и долгий список остающихся без ответа вопросов, каждый из которых ложится камнем на и без того мечущуюся душу.

«Это просто случилось, такие неприятные вещи происходят в жизни, и их надо просто пережить» - вот женщина и спрашивает: как? Ещё вчера она думала о том, как будет заботиться о своём малыше, она УЖЕ его любила, а сегодня ей предлагают вот так, безоговорочно принять тот факт, что природа с чего-то лишила её возможности реализовать один из самых мощных инстинктов? Может, не навсегда, конечно, лишила, но «навсегда» - это расплывчатое понятие, а больно женщине именно сейчас.

Любому не лишённому способности мыслить человеку понятно, что не помогают рассказы о том, как отставной козы барабанщица-знакомая после трёх-четырёх неудачных беременностей нарожала себе баскетбольную команду из писаных красавцев и сейчас живёт и в ус не дует. Кому интересны истории чужих успехов, когда в собственной жизни только что случилась такая беда.

Особенно цинично какие-то байки звучат, когда их рассказывают женщины, у которых есть здоровые, благополучно родившиеся дети. Я не говорю, что они специально их рассказывают, чтоб сделать всё хуже, я о том — как оно может отозваться в душе у тех, кому пока выносить и родить не удалось.

Не помогают отсылки к медицинским исследованиям, советы полгодика подождать и попытаться снова, не помогает расхожая фраза о том, что время лечит.

И поэтому, перебрав всю имеющуюся информацию в голове, я не нашла ничего лучшего, чем сказать - «Я знаю, это тебе ничем не поможет, но мне очень, очень жаль. Если хочешь, можешь со мной поговорить о том, что случилось и что сейчас тебя мучает, поплакать, может быть, даже покричать, но больше я не могу для тебя сделать ничего, прости».

А сама думала о том, что кошмар для неё далеко не закончен. Впереди ждут необходимые медицинские процедуры, первое, тяжёлое время осознания произошедшего, траур по человеку, который даже не успел появиться на свет, ответы на вопросы любопытствующим — «так ты уже родила, или нет ещё?». Женщины — существа сильные, они выбираются из самых беспросветных тоннелей, пробивают головами самые толстые стены, борются до конца. Тем противнее это мямлющее бессилие, которое испытываешь в минуты, когда кому-то приходится настолько плохо, и тем стыднее за то глупое нытьё, которым мы иногда заполняем свою жизнь.

В общем, никаких хороших слов я для женщины так и не нашла. Что бы вы сказали человеку в такой ситуации? Как считаете — нужно ли говорить хоть что-нибудь вообще?

комментарии:


  • Автор: Мишевый плюшка      17.06.14 06:43

    только что было в пз. по ситуации.

    Ответить

  • Автор: Дарья      17.06.14 09:12

    Да, темка висит. Но я вот подумала и наверно все- таки скажу- что тетке надо знать, что она не одна такая- на самом деле это очень часто случается. Когда со мной это произошло- как гром среди ясного неба- я думала, что это ужас ужасный и почему именно сом ной????? А потом стала читать, да и у многих знакомых были аналогичные случаи. Самое главное осознать, что это не конец, что при должной работе все будет хорошо. И да, повторюсь- природа сделала естественный отбор. Чо-то пошло не так- только Богу известно почему он отвел конкретную тетку от конкретного ребенка. Целой картины мы не видим- видим только кусочек и нам кажется, что мы ее можем оценить. А видно нам на самом деле только маленький пазлик. И с чем он потом сложится- опять же не в нашем понимании. Надо просто принять как данность

    Ответить

  • Автор: Elle      17.06.14 10:26

    Народ, я понимаю, что сейчас своими словами я могу взорвать теткообщественность. Но сказать таки нада. В прошлом году я ездила на лекцию Ламы Оле, и -
    один из вопросов зала был именно такой. Почему погибают малыши, или еще не родившиеся.

    / в прошлой жизни(нях) этот человек совершил букет из не очень хороших поступков, или очень нехороших /
    ему дано было родится человеком, но : долги ж никуда не деваются.

    Искупление проходит : или вот такой короткой жизнью, или болезнями, или уродствами.

    Возможно, что одной кратковременной жизни будет достаточно для расплаты, и в ближайшее время ему будет дано снова родится человеком, и даже возможно у этих же родителей.

    Лама крайне настаивал, что б не винили родители себя. Это есть совершенно НЕ их долг.
    _____________________________________
    Сестра, конечно сейчас такую инфошку вряд ли примет.. Просто помогай, люби, и не давай развиться истерике.

    Ответить

  • Автор: Миссис      17.06.14 10:33 Ответ для Elle 17.06.14 10:26

    *задумалась*

    Ответить

  • Автор: Elle      17.06.14 10:42 Ответ для Миссис 17.06.14 10:33

    ... Миссис, я ехала на этот ретрит совершенно за другим.
    и даже полвопроса не слышала. Но - это то, немногое, что прошило**.

    вообще, повод подумать, когда мы грудью прикрываем других людей от их уроков.

    Ответить

  • Автор: Миссис      17.06.14 10:46 Ответ для Elle 17.06.14 10:42

    вот меня это тоже "дернуло". Как оказалось, у такого большого числа знакомых замершие беременности! На разных сроках. А у не знакомых? И в свете данной инфы, я прям в ступоре!

    Ответить

  • Автор: Perdita Durango      17.06.14 10:50 Ответ для Миссис 17.06.14 10:46

    Позавчера с подругой обсуждали эту тему. Что всегда этого было много, а сейчас кажется больше потому, что тётки сильно раньше узнают о беременности. Ну, и Калиюга ещё, - никуда без неё.

    Ответить

  • Автор: Perdita Durango      17.06.14 10:51 Ответ для Elle 17.06.14 10:26

    Тут я с тобой и с Ламой, да.

    Ответить

  • Автор: Geronimo      17.06.14 10:52

    Вообще не умею утешать.
    Могу только быть рядом и что-то делать конкретное.
    Даром слова, которое лечит, не обладаю, увы.
    Единственное, считаю, что говорить человеку, что все наладится и будет хорошо когда-то - не стоит, ибо херово человеку сейчас, и время вокруг него как бы останавливается, никакого "когда-то" для него не существует.

    То есть я обычно молчу, отвечаю на вопросы, делаю что-то необходимое, сижу рядом и пр.

    Сказать в такой ситуации "ты себе еще родишь" - это вообще пипец, из разряда обсуждения веревки в доме повешенного.

    Ответить

  • Автор: Миссис      17.06.14 10:58 Ответ для Perdita Durango 17.06.14 10:50

    ну мож, просто от меня это далеко было. А сейчас слышу прям сплошь и рядом! Вот недавно по зомбоящику вещали, что это от прививок, которые стали массово делать в 70-90 годы, т.е. сейчас в основном этот возраст и не может выносить ребенка. Не зна, правда сие или нет.

    Ответить

  • Автор: Elle      17.06.14 11:00 Ответ для Миссис 17.06.14 10:46

    тиха, без паники :) Природа сама разберется, кого оставить.

    Ответить

  • Автор: Geronimo      17.06.14 11:02 Ответ для Elle 17.06.14 10:26

    Ну, видишь ли, горе человека - это всегда реакция на утрату, потерю.
    Все рациональные (и не очень) объяснения того, что сам человек в утрате не виноват, что тому, кто ушел, так лучше и пр. не притупляет чувство потери в острой фазе.

    Так что вряд ли это все утешит.

    У нас вот только что в конце мая был год, как умер внук мужа, ребенок падчерицы, который прожил всего три недели.
    Все доводы известны, что ребенку этому было лучше и не рождаться - понятно. Муж сидел плакал. Что там делает падчерица - теперь уже никто из нас не знает. Кто виноват, что там с кармой и пр. - не важно. Важно, что был человечек - и нет его с НАМИ, это суть горя.

    Ответить

  • Автор: Миссис      17.06.14 11:03 Ответ для Elle 17.06.14 11:00

    сиравно, жаль. Всех.

    Ответить

  • Автор: Perdita Durango      17.06.14 11:06 Ответ для Миссис 17.06.14 10:58

    Ты тётю Elle слушай, она дело говорит. А телек выкинь.

    Ответить

  • Автор: Neznakomka      17.06.14 11:07 Ответ для Geronimo 17.06.14 11:02

    а падчерица как это пережила? умер по болезни?

    Ответить

  • Автор: Миссис      17.06.14 11:11 Ответ для Perdita Durango 17.06.14 11:06

    дак слушаю ведь) А телек не, не выкину. Новости и РБК смотрю, да и кино из нэта)

    Ответить

  • Автор: Perdita Durango      17.06.14 11:15 Ответ для Миссис 17.06.14 11:11

    Тогда так: всё, что говорят по телеку касательно здоровья, - в голову не пускай.

    Ответить

  • Автор: Geronimo      17.06.14 11:17 Ответ для Neznakomka 17.06.14 11:07

    У него была не развита вилочковая железа (тимус) - орган, отвечающий за иммунитет вообще. Он умер от менингита - от первой подхваченной инфекции, очень быстро, за сутки и практически без симптомов, без температуры.

    Падчерица там столько всего наворотила.... Я в свое время рассказывала. Через день после похорон она выгнала мужа из дома. Она вообще истеричная особа на грани клиники, до этого она выматывала нервы мужу два года, в тч и во время беременности.
    Через три месяца она послала на куй отца (моего мужа), еще через месяца два, к декабрю - меня, правда в достаточно мягкой форме, а со мной и бабо-дедушек, которые ее растили и сестру мужа, которая с ней вошкалась всю беременность ("передай им всем..."). На тот момент она так и не работала, жила на сьемной квартире в области, на средства выгнанного мужа и ненавидела весь мир. Собиралась "мстить всем". С тех пор ни я, ни муж с ней не общались.

    Ответить

  • Автор: Миссис      17.06.14 11:18 Ответ для Perdita Durango 17.06.14 11:15

    )там про здоровье путнего ниче и не говорят. Одна Малышева чего стоит!)))

    Ответить

  • Автор: Elle      17.06.14 11:22 Ответ для Geronimo 17.06.14 11:02

    Гера, поверь, понимаю все это как никто. К таким как я со счастливыми вопросами редко обращаются : а сделайте меня еще веселее и счастливее !

    Помолчать, заглядывая вглубь сердца - там покой -, самое правильное для живых. Осознать безусловную любовь тех и к тем, кто еще рядом, и -ценить, ценить! каждый момент проведенный рядом. И еще много чего, что и не скажешь.

    Ответить

  • Автор: Барби-кю      17.06.14 11:25 Ответ для Миссис 17.06.14 11:18

    Про здоровье по телевизору- это за гранью добра и зла.
    Случайно посмотрела одну пидарачу с Малышевой про отбеливание зубов.
    То есть до момента, когда оне в пух и прах разносили методы отбеливания с помощью известных методов, я еще готова была согласиться.
    А потом оне умело ввернули про "новый" способ отбеливания при помощи лазера.
    Я хохоталась просто гомерически)))

    Ответить

  • Автор: Миссис      17.06.14 11:28 Ответ для Барби-кю 17.06.14 11:25

    я ее ваще не воспринимаю как доктора. Это клоунесса, которая для цирка не подошла, так она тут подвизалась. А ее всякие показы в студии с приглашенными гостями ваще из ряда вон!)

    Ответить

  • Автор: Sunny      17.06.14 11:32

    Никакие утешения не помогут, тетке надо самой отпустить малыша и ситуацию. Я бы посоветовала сходить в церковь, поставить свечку за ребеночка и помолиться за него как умеет, попробовать отпустить его. Время лечит.

    Ответить

  • Автор: Миссис      17.06.14 11:33 Ответ для

    счас нас Деспина подотрет!)
    Деспин,сорри, что тему засорили!)

    Ответить

  • Автор: Perdita Durango      17.06.14 11:34 Ответ для Барби-кю 17.06.14 11:25

    А мне нравился Геннадий Петрович. За безобидность, энтузиазм и цветущий вид. Жаль, редко смотреть удавалось.

    Ответить

  • Автор: Elle      17.06.14 11:34 Ответ для Миссис 17.06.14 11:03

    Есть такая штука : зарплата.
    Вот это - зарплата.

    Иногда она проносится через время, иногда передается из поколения в поколение (по роду), для того , что б ее носитель осознал / и вопрос уходит.
    _________
    ОБ осознаниях.
    отступлю от темы, рассказав реальную историю из жизни Ламы Оле. Он тогда еще носился по Тибету, и попал к Ламе Калу Ринпоче (тому, что лечил Высоцкого).
    И вот : Лама неделю рассказывал о разных адах, что создают люди вокруг себя.
    - вторую неделю Лама рассказывал об адах, куда попадаю люди за те, или иные заслуги.
    - третью неделю так же снова по кругу, и по кругу, переплетая нынешнее и грядущее... .......

    Оле, тогда горячий датский парень, разгневался!
    - Учитель !! Вы уже который раз нам рассказываете одно и то же !
    - Это так. - согласился Калу Ринпоче. - А ТЫ ПОНЯЛ ?

    Ответить

  • Автор: Миссис      17.06.14 11:36 Ответ для Elle 17.06.14 11:34

    да, зарплата. Вот именно, потому что я это осознаю, мне стало страшно!

    Ответить

  • Автор: Elle      17.06.14 12:18 Ответ для Миссис 17.06.14 11:36

    дорогая, успокойся :) ты хороший, достойный человек, чего б тебе ад страха ненаступившего вокруг себя рисовать ?

    а -ну колись, на соседкиного мужа глаз ложила ? и сколько раз ? и когда ты перестанешь пить коньяк по утрам ?
    _____
    у тебя все хорошо, и не стоит притягивать дурные ситуации мыслями.

    Ответить

  • Автор: Миссис      17.06.14 12:27 Ответ для Elle 17.06.14 12:18

    надеюсь, что все будет хорошо.
    А на соседа я глаз не ложила, кониак не пию (желудок хандрит). Прям вся такая положительная)))

    Ответить

  • Автор: Elle      17.06.14 12:33 Ответ для Миссис 17.06.14 12:27

    вот и ладушки.

    чуть позасорили Деспине тему
    но,
    где-то и по делу прошлись.

    Ответить

  • Автор: nejnayaromachka      17.06.14 13:27

    Как побывавшая в такой ситуации могу сказать.
    Не надо ничего говорить, все равно слов таких нет. Не надо относиться к человеку как к больному. Надо выслушать если женщина захочет говорить и вести себя как обычно - обсуждать какие-то планы, сплетничать о чем угодно, в общем вернуть ощущение нормальной жизни.
    Я смогла разговаривать на эту тему только когда сама уже переварила и отпустила, а до этого просто физически не могла. Открывала рот и начинала плакать, для меня просто пытка была ходить по врачам, каждому ведь надо рассказать одно и тоже, а я не могла..
    Так что просто быть рядом и поддерживать в том что человек в данный момент хочет: слушать если говорит пока не выговориться, идти с ним в кино, а может в баре напиться и т.д.

    З.Ы. я не могла выговориться, только здесь на тетках. Мне кажется это слишком большая боль чтобы ей делиться.

    Ответить

  • Автор: Дарья      17.06.14 14:30 Ответ для Elle 17.06.14 10:26

    А еще это может быть урок для самих родителей. Не потому, что они виноваты, а что- то не отработали в прошлых жизнях. И сами дети, которые прходят к таким родителям, а потом очень быстро уходят- идут на это добровольно и по собственному желанию.

    Ответить

  • Автор: Despina      17.06.14 15:07 Ответ для Elle 17.06.14 10:26

    инфа с кармой, конечно, интересная, но она вряд ли поможет убеждённым ортодоксальным христианам, например. Или атеистам.

    Ответить

  • Автор: Elle      17.06.14 15:08 Ответ для Дарья 17.06.14 14:30

    безусловно. и чувства растормошить, и осознать важность и близость людей рядом, и ценность человеческой жизни вообще и драгоценность тела.

    Но, это уже другая история :)

    Ответить

  • Автор: Despina      17.06.14 15:09 Ответ для Миссис 17.06.14 11:28

    Малышеву я бы не то что по телевизору не показывала, я бы ей не доверила консьержкой в подъезде сидеть. Удивляюсь вообще,как такие люди попадают на ТВ многомиллионной страны.

    Ответить

  • Автор: Despina      17.06.14 15:11 Ответ для Миссис 17.06.14 11:33

    ничего не буду тереть, говорите себе спокойно.

    Ответить

  • Автор: Elle      17.06.14 15:15

    вы знаете, уже помогло. и даже не одному человеку.
    есть знания, которые даются не всем, но которые важно получить в нужную минуту.

    Деспина, мы все выражаем глубочайшее сочувствие и Вам, и Вашей сестре. Гладьте по голове, обнимайте, молчите, оставаясь внутри спокойной.

    Важно успокоить и Ваш Ум, и близких. Это даст стойкость. Это даст Землю, на которой Ваша сестра сможет выздоравливать.

    Ответить

  • Автор: Счастливая Антилопа      17.06.14 15:23

    Моя подруга-коллега оказалась в такой ситуации. Причем сначала замершая, потом чере несколько месяцев выкидыш.
    Я просто была рядом. Слушала, слушала. Давала выговориться.
    По поводу того, что нужно говорить, а что нет. Не соглашусь. Говори, что думаешь и чувствуешь. Никогда не знаешь, что поможет, что будет именно в тему данному человеку. Может ей окажется поддержкой даже одна из запрещенных фраз.

    Ответить

  • Автор: Дарья      17.06.14 15:32 Ответ для Elle 17.06.14 15:08

    Ой да, насчет ценности жизни это самое оно. Я вообще после своих " веселых" беременностей , а потом после того, как ребенка с того света вытащили в реанимации очень перенос мыслила все ценности. И теперь очень спокойно отношусь к потерям- материальным. Просто вижу, насколько все это мелко по сравнению с такими потерями.

    Ответить

  • Автор: Дарья      17.06.14 15:33 Ответ для Дарья 17.06.14 15:32

    Переосмыслила

    Ответить