19 Апреля 2024
Там, в ”Краю” далеком...
"Там чудеса, там леший бродит, русалка на ветвях сидит"… Ну, не совсем. Вместо чудес – "мертвый человек", у которого сердце якобы не бьется (но ничего, Владимир Машков несколько раз проверит и докажет обратное: бьется, еще как бьется), вместо лешего – неубиваемый медведь (которого, разумеется, все же убьют и даже съедят), а вместо русалок – грудастые тёти, которые не прочь полупить друг друга в бане. Там каждый первый – диверсант и предатель родины, а каждый второй – контуженный и припадочный. Там "херово встречают", зато провожают всей толпой, да еще на паровозе. Там не ведут дипломатичных разговоров – все проблемы решают по принципу "кулаком в морду" (кстати, работает), а в качестве панацеи от хворей используют самогон – беленький, мутненький такой. "Там" – это в фильме Алексея Учителя "Край", потенциальном претенденте на премию "Оскар" в категории "Лучший иностранный фильм" (в прокате с 23 сентября 2010).
Отличительная особенность фильма состоит в том, что грамотно выстроен саспенс, отчего лента держит в напряжении от первого кадра до последнего. Сидишь весь из себя насаспенченный и думаешь: "Ну когда уже? Когда случится хоть что-нибудь?" Мучить зрителя целых два часа и так ничего ему не показать – это высшее мастерство, как же иначе. А еще картина феноменально точна в отображении деталей, прежде всего географических. Поселок Край (локэйшн – Сибирь) находится "дальше некуда" (герои несколько раз акцентируют на этом внимание). Наверное, создатели ленты не знали, что за Сибирью есть еще Дальний Восток, а за Дальним Востоком еще Камчатка и Курильские острова. К тому же, там еще и люди живут, ага. Для господ кинематографистов это было бы удивительным открытием, удосужься они посмотреть на карту. А уж как они адекватно передали погодные условия – это заслуживает продолжительных оваций! Ситуация такая: в одной сцене идет снег, в следующей – уже ни намека на белые хлопья, а еще через сцену герой "купается" в речке. Красота, да и только! Это при том, что события разворачиваются линейно и действие от начала и до конца картины укладывается меньше чем в один сезон. Как будто мы в Исландии, где погода меняется каждые пять минут. И главное – никакого пара изо рта. Зимой. В Сибири. Как вам это? Правда, здорово? Не знаю как вы, а я хочу там жить.
Насколько это "там" понравится оскаровскому комитету, судить не берусь. Расчет, скорее всего, сделан на то, что тема "немцы заслуживают больше жалости, чем русские" (а действие происходит в 1945 году в российской глубинке) найдет отклик за бугром. Впрочем, обвинить картину в чернушности нельзя: там все углы обтекаемы. Речь поселенцев отфильтрована и отцензурена, неудобные вопросы обходятся стороной. Так и хочется спросить: и это все? А где обещанный блокбастер с гонками на паровозах? Ну полихачили малость, и что с того? Детский утренник какой-то, ей богу. Радует хотя бы тот факт, что все это сделано без излишнего пафоса и претензий на великодержавность (а то все мы знаем, что из этого обычно получается).
комментарии:
добавить комментарий
Пожалуйста, войдите чтобы добавить комментарий.