Автор: Кисса     , 12.05.12 13:25 | Добавить в избранное
спернуто отсюда:
http://ayurveda.ru.com/articles/psikhosomaticheskie-prichiny-boleznei


 ВВЕДЕНИЕ
«tasyaayusah punyatamo vedo vedavidaam matah
vaksyate yanmanusyaanaam lokayorubhayorhitam»

«Сейчас будет изложена Аюрведа, наука, которая считается наиболее священной и почитаемой среди знатоков Вед, полезная для людей в обоих мирах».
(Ч.С. Су. 1.43)

Аюрведа – это часть ведического знания, всеобъемлющей духовной науки, созданной для того, чтобы дать людям всестороннее представление о Вселенной, живущей в соответствии с единым законом. Опираясь на ведическое знание во всей его глубине и широте, она разрабатывает и применяет принципы траволечения, диетологии, хирургии и физиотерапии с учетом психического и духовного аспектов.


Согласно Аюрведической традиции, причины (источник) болезней разделяются на две категории.

«teṣāṃ kāya-mano-bhedād adhiṣṭhānam api dvi-dhā»

«Различают два источника (местонахождения) болезни: тело и ум».
(А.Х.С. Су 1.21)

К первой категории относят физические (биологические) причины – это нарушение равновесия биологических элементов и первичных энергий физического тела. Лечение в этом случае преимущественно состоит в воздействии на тело — травами, диетой, физиотерапией и йогическими позами.

Вторая категория — кармические причины: болезнь может стать результатом наших неправильных поступков, то есть психических или духовных факторов. Это может быть ошибка в выборе профессии, эмоциональные проблемы и трудности во взаимоотношениях с другими людьми. В этих случаях для лечения может потребоваться изменение образа жизни и отношения к миру в целом. К числу таких причин относится отклонение линии жизни от ее оптимальной предопределенной траектории, называемой на санскрите «дхарма».

«Āyuh-kāmayamānena dharmārtha-sukha-sādhanam
āyur-vedopadeśeṣu vidheyaḥ param ādaraḥ»

«Тот, чей ум наполнен желанием жить, желанием, которое является средством для достижения и исполнения Дхармы, Артхи и Сукхи, должен с высшим вниманием обратиться к Аюрведе». (А.Х.С. Су 1.2)

Причиной болезни могут стать действия, совершенные в прошлой жизни, например, связанные с причинением вреда другим существам или со злоупотреблением своей властью и материальными возможностями.

«Тот, кто когда-либо совершал грехи, со временем непременно начинает болеть. Точно так же в мире есть много обманщиков, которые выдают себя за наших друзей, однако рано или поздно по их действиям становится ясно, что на самом деле они — наши враги». (Ш.Б. 7.5.27)

Для лечения подобных кармических заболеваний может потребоваться своего рода искупление или жертва. То есть необходимо внутренне очиститься. С этой же целью Аюрведа использует йогу и духовную терапию (Дайва чикитса), в которой применяются драгоценные камни, мантры, молитвы, ритуалы и медитации. Их использование основано не на суевериях, а на понимании глубинных механизмов ума.

Во многих случаях первым шагом к исцелению должно стать раскрытие себя божественной (космической) воле и принятие потока ее милости. Для этого нужно осознать, какова цель и значение жизни человека и ее связь с процессом развития души и духовной эволюцией всего человечества. Нужно идти тем духовным путем, который в наибольшей степени отвечает нашей природе, при этом, обязательно уважая право других следовать своим собственным путем. В этом смысл слов «исцели сначала душу», где под словом «душа» подразумевается наше внутреннее сознание.

Суть исцеления — это объединение. Вера, любовь, преданность, ощущение единства и божественной природы человечества, вообще жизни — вот то, чего недостает современной медицине. Они даруют свободу и пространство для роста и восприятия, поток космической жизненной силы, необходимый для того, чтобы произошло исцеление. Без них мы внутренне сломлены и обессилены, и жизнь наша имеет мало смысла, поскольку в ней нет места очарованию, удивлению, красоте и цели. Большинство заболеваний в современном мире обусловлено отсутствием в нашей жизни духовного смысла.

Аюрведа не может принять медицину вне духовности. Аюрведа без Бога то же, что и сердце без любви.

Болезнь является если не признаком духовного кризиса, то, по меньшей мере, некоей духовной возможностью. Согласно Упанишадам, «болезнь — высшая форма аскетизма (тапаса)», при помощи которой можно прикоснуться к истине жизни и собственного «Я». Болезнь может свидетельствовать о неправильном образе действий в течение жизни, но может и указывать на то, что энергия души направлена вовнутрь. В любом случае заболевание, особенно тяжелое, требует пересмотра всей нашей жизни с духовной точки зрения. Поэтому самоанализ является первым шагом и основой распознавания причины болезни, поиска путей ее устранения.

1. Психосоматические причины болезней.

Аюрведа рассматривает человека в терминах его психофизической конституции через три Доша.

Баланс трёх доша – это здоровье, а дисбаланс – болезнь. 

На санскрите термин Доша определяется как:

«душйати ити доша» – «всё, что наносит вред, есть Доша».

Следовательно, доша могут быть рассмотрены как патогенные факторы или то, что вызывает болезнь в теле. То есть, дисбаланс вата, пита и капха доша в теле вызывает болезнь.


Подобно тридоша, формирующим физическую конституцию, существует тригуна, отвечающие за конституцию ума (психики). Понимание комбинации тригуна и тридоша определяет целостный взгляд на здоровье человека. На различных этапах жизни могут преобладать различные гуны, и каждая доша имеет различные психологические характеристики и склонности. Преобладающая гуна оказывает влияние на доша.

– Когда в природе ума человека преобладает саттва, то доша будет проявляться позитивным образом.

– Когда в природе ума преобладает раджас, доша тела будет нестабильна.

– Когда тамас преобладает в природе ума, то доша будет проявляться негативным образом.

Объединяя эти две классификации (тригуна и тридоша), можно достигнуть точного показателя, где человек находится в жизни (относительно здоровья).

2. Физическая конституция.

В Аюрведе существуют две различные, но связанные между собой классификации личности. Одна связана с телом, другая с умом. Наша природа определяется этой комбинацией типа тела и ума, и называется ПРАКРИТИ – индивидуальная, уникальная проявленная природа.

Каждое восприятие, мысль, чувство или эмоция — будь она положительной или отрицательной — это биохимическое событие, которое влияет на доша и оказывает воздействие на клетки, ткани и органы тела. Страх, гнев, скорбь, ненависть, зависть, чувство собственничества и другие отрицательные эмоции расстраивают равновесие доша. В то же время, когда доша выведены из равновесия, они дают начало этим же эмоциям или усугубляют их.

– С увеличением ваты связаны: тревога, неуверенность, страх, нервозность, беспокойство, смятение, скорбь и печаль.

– С увеличением питты связаны: гнев, зависть, ненависть, честолюбие, соревновательный дух, склонность к осуждению, язвительность и потребность контролировать ситуацию.

– С увеличением капхи связаны: алчность, привязанность, чувство собственничества, скука, лень и апатия.


Три первичных патологических состояния, возникающих в результате Раги (страсти или корысти), провоцируют выход из равновесия телесных доша:

1) Аутсукйа – беспокойство, тревога, страх, суета – порождает дисбаланс Вата-доша.

2) Моха – безумие, иллюзия, обман – порождает дисбаланс Пита-доша.

3) Арати – скука, безрадостность, уныние, апатия – порождает дисбаланс Капха-доша.


«Сухость, легкость, холод, шершавость, тонкость и подвижность – свойства доша-вата.

Лёгкая маслянистость, проникновение вглубь, жар, лёгкость, дурной запах, текучесть и качества жидкости – свойства доша-питта.

Маслянистость, холод, тяжесть, медлительность, гладкость, липкость и устойчивость – свойства доша-капха».


Вата, питта и капха обладают своими собственными качествами. При сочетании качества влияют или воздействуют друг на друга в соответствии с двумя фундаментальными принципами Аюрведы:

Подобное увеличивает подобное.

Противоположности уменьшают друг друга.


В Аюрведе выделяют десять пар качеств (Гурвадигуна):


Эти качества встречаются как в окружающем мире, так в наших телах и сознании. Каждое из этих парных качеств представляет собой один из полюсов, между которыми лежат промежуточные состояния.

Каждый человек склонен занимать тот или иной полюс, и фактически вся наша жизнь – это выбор между двумя противоположностями. В Аюрведической медицине выделены десять пар качеств, они применимы к любой сфере жизни человека: музыка, архитектура, психология и т.д. И, так как человек всё время делает выбор, ему приходится что-то принимать, а что-то игнорировать. Баланс, или «золотая середина» – это и есть здоровое состояние, а выбор в одну сторону – болезнь. Принимая одни качества, но отрицая другие, жизнь перестаёт быть целостной. Целостность – значит, умение принять и ту, и другую сторону. Такой взгляд определяет психосоматический подход в лечении. Гурвадигуна определяют способность различных субстанций и явлений вызывать в теле и сознании определённые реакции, изменения. Сегодняшняя погода может ощущаться как легкая или тяжелая, она может быть текучей или сухой, подвижной (ветреной) или устойчивой, жаркой или холодной, облачной или ясной. Пища, которую мы едим, может проявлять любое из этих качеств. Например, мороженое — тяжелое, влажное, холодное, мягкое и текучее. Кожа может быть жирной или сухой, шероховатой или гладкой. Настроение тоже может быть тяжелым или легким, пасмурным или ясным. Мышление бывает медленным или быстрым, ум — спокойным и устойчивым или подвижным и сверхактивным, ясным или затуманенным.

Итак, психосоматические проявления двадцати качеств:


Тяжелая (Гуру) порождает темноту, невежество, тупость, сон  - Легкая (Лагху) порождает свежесть, проворство, любовь, веру

Медленная (Манда) порождает лень, тупость, невежество - Резкая (Кхара) порождает легкомыслие, жестокость, фанатизм, нетерпимость к мнению окружающих

Холодная (Шита) порождает оцепенение, сон, страх, невежество, нечувствительность -
Жаркая (Ушна) порождает гнев, зависть, злобу, неосмысленные действия

Сухая (Рукша) порождает беспокойство, нервозность, сострадание, желание помочь-
 Маслянистая (Снигдха) порождает сострадание, побуждает к неосмысленному действию

Мутная (Авила) порождает забвение, оцепенение, сон -  Ясная (Вишадан) порождает чистоту, отречение, умиротворение, веру в Бога

Грубая (Отхула) порождает тупость, невежество, страх - Тонкая (Сукшма) порождает эмоциональность, чувствительность, обидчивость

Неподвижная (Стхира) порождает стабильность, веру, забывчивость, препятствия Подвижная (Чхала) порождает безверие, беспокойство, метание, неосмысленные действия

Острая (Тишила) порождает быстроту, страстность, гнев - Кроткая (Слакшна) порождает ненасилие, любовь, веру, терпимость, спокойствие

Густая (Сандра) порождает силу, стремление к действию, основательность - Жидкая (Драва) порождает привязанность, сострадание, скудоумие

Жесткая (Катхина) порождает неудовлетворенность, зависть, силу, эгоизм, бесчувствие - Мягкая (Мруду) порождает добродетель, мягкосердечие, ненасилие, веру в Бога

Эмоции, порождённые этими качествами, обладают сродством к определенным органам и, как следствие, влияют на их функцию.

1) Органы Желудочно-кишечного тракта:

– Желудок – это способность принимать. Поверхностность восприятия, волнение, не принятие впечатлений;

– Двенадцатиперстная кишка – нежелание принять ситуацию или неумение противостоять ей. Подавленная злость;

– Тонкий кишечник – неспособность переваривать впечатления, анализировать; критичность, придирчивость, нервозность;

– Желчный пузырь – раздражительность, ненависть, агрессия;

– Печень – гнев, неумеренность, неумение оценивать;

– Поджелудочная железа – непонимание места и смысла любви в жизни, нежелание прилагать усилия;

– Толстый кишечник – застой в сознании, неумение проявлять чувства, скрытность, неумение отдыхать.

2)Мочевыделительная система:

– Почки – страх, разочарование, не гармоничные взаимоотношения;

– Мочевой пузырь – страх открыться другим людям;

3)Кожа – проблемы во взаимоотношениях, желание спрятаться,

неуверенность, подавленные проблемы.

4)Сердце и лёгкие – скорбь, печаль.

Эмоции имеют не только психический, но и соматический аспект. Эмоции — это реакции на различные ситуации. Если мы не понимаем свои эмоции и ясно не осознаем их развитие от возникновения до угасания, то они оказывают вредное воздействие на соответствующие органы, вызывая стресс и создавая условия для возникновения будущего заболевания.

3. Эмоции и стресс.

И в современной медицине, и в Аюрведе стресс рассматривается как фактор, вызывающий заболевания. Упорядоченный распорядок дня, хорошее питание, положительные эмоции и добрые взаимоотношения дают силу и здоровье. Стресс является главным болезнетворным фактором во многих заболеваниях, в частности, аллергии, астме, герпесе, нарушениях сердечной деятельности. Стресс возбуждает доша, и, в зависимости от конституции человека, может создавать дисбаланс ваты, питты или капхи.

Первые известные исследования влияния на тело стресса рассматривали такие факторы, как иммунитет и сопротивляемость вирусам. Эти исследования, проводившиеся около 10 лет назад, показали, что люди, сильно подверженные беспокойствам и стрессам, чаще других проявляли симптомы простуды и гриппа. После точной обработки результатов исследования выяснилось, что хронический или не проходящий стресс втрое увеличивает вероятность заболеть вышеперечисленными болезнями.

Исследования Стейнфордского психиатра др. Шпигеля, показали, что люди, которые естественным образом сопротивлялись стрессу, были способны сохранять поразительное спокойствие ума посредствам веры в Бога или положительных эмоций, например, оптимизма. Страдающие псориазом, занимавшиеся во время курса традиционной терапии медитацией, вылечились приблизительно за 46 дней, тогда как нормальное время выздоровления – вдвое больше.

В 1978 году клинические исследования продемонстрировали, что медитация замедляет и даже поворачивает вспять процесс старения. Две группы людей были исследованы врачами и психологами. Одна группа медитировала более 5 лет. Результаты показали, что те, кто медитировал, были биологически более молоды, чем положено по возрасту. Систематическая медитация делает человека на 12 лет моложе.

Другие исследования в США, проводившиеся в 1986 году, обнаружили, что организм медитирующего человека выделяет больше гормона DHEA (Chopra 1991:175), связанного с такими свойствами организма, как сопротивление старению и раку. Выработка DHEA обычно достигает пика к 30 годам и затем начинает уменьшаться. Медитация же стимулирует постоянную выработку этого гормона.

Исследования семейных конфликтов показали, что семейные пары, которые частенько «воюют» друг с другом, разрушают не только свои отношения, но и здоровье. Ученные Калифорнийского Университета (США) обнаружили, что, ругаясь со своим супругом, человек подавляет деятельность иммунной системы.

Когда человек с кем-то ругается, организм выбрасывает в кровь клетки, предназначенные для защиты от вирусов, инфекций и болезнетворных токсинов. Когда же возникает реальная необходимость в защите организма, то этих клеток недостаёт.

Результаты исследования, опубликованные в Журнале Американской Ассоциации Врачей (Калифорния), продемонстрировали, что гнев и враждебность разрушают артерии даже у молодых людей. В течение 10 лет были обследованы сотни людей возрастом от 18 до 30 лет. Те, кто проявлял враждебность и настроение циничного недоверия, были приблизительно в 2,5 раза больше подвержены риску атеросклероза коронарных артерий.

The Archives of Internal Medicine опубликовал результаты недавних исследований, где говорится, что люди, страдающие депрессией, на 70% более подвержены риску сердечных приступов и других болезней сердца.

Нет сомнений в том, что умственное здоровье является неотъемлемой частью здоровья физического.

Основы Аюрведического питания и руководства по образу жизни служат не только для уравновешивания доша, но так же и для развития саттвического характера. Это подразумевает: избегать конфликтов, агрессии, враждебности и других негативных эмоций, которые причиняют вред физическому и умственному здоровью.

4. Психическая конституция.



Психические темпераменты подразделяются на три основных типа:
1)Саттвичный
2)Раджастичный
3)Тамастичный

Эти типы различаются по своим психическим и моральным характеристикам, по реакциям на общественные, культурные и физические условия. От того, под преобладающим влиянием какой гуны материальной природы находится человек, зависит уровень его сознания, то есть психического здоровья, а, следовательно, и предрасположенность к телесным недугам.

Здоровье – это саттвическое состояние гармонии и равновесия. Раджас – это состояние перехода либо от болезни к здоровью, либо наоборот. Тамас приводит к накоплению на физическом уровне токсинов и отходов, а на психологическом – плохих мыслей и эмоций.

Слово «гунна» обозначает «качество, верёвка, обусловленность».

Материальный мир (пракрити) проявляет себя через три основные качества:

– Саттва – уравновешивающая, гармонизирующая и одухотворяющая сила;

– Раджас – страсть, возбуждение, деятельная и побуждающая сила, нарушающая прежнее равновесие;

– Тамас – бездеятельная, тормозящая и негативная сила, которая тянет вниз к невежеству.



Когда доминирует саттва-гуна, человек испытывает умиротворение и внутреннюю радость, легко контролирует свои чувства, удовлетворяется малым; ясно видит и понимает окружающий мир, стремится к познанию и духовной самореализации. Находясь под влиянием этой гуны, человек может легко поддерживать равновесие трёх шарирака-доша, а, следовательно, и здоровье:

Поэтому говорится, что саттва дарует здоровье. В этом стихе саттва-гуна не упоминается, поскольку она не оскверняет тело и сознание.

Когда доминирует раджа-гуна, человек подвергается воздействию всевозможных страстей. Он испытывает жажду наживы, стремится удовлетворять свои чувства, не задумываясь о способах и последствиях. Он завидует положению других людей. Ему кажется, что другие удачливее, чем он. Такой человек склонен к гневу и раздражению, если он не получает ожидаемых результатов или что-то теряет. Он всегда обвиняет в своих несчастьях других. Он склонен к насилию. Раджа-гуна заставляет думать о себе, как об очень великом и значительном. Непомерная гордыня и эгоцентризм прочно входят в сознание, рождая склонность к проявлению невероятной активности в достижении материальных целей. Однако действия такого человека не очень эффективны. Он подобен стрелку, который хочет в полной темноте попасть в цель: выпускает наугад сотни стрел, надеясь, что хоть какая-то из них достигнет цели. Раджа-гуна лишает человека знания, счастья и здоровья. Ум и чувства такого человека находятся в столь сильном беспокойстве, что они могут легко вывести из равновесия вату, питту и капху.

Когда доминирует тама-гуна, человек погружается в глубочайшее невежество. Он просто плывёт по течению, не осознавая смысла своей жизни. Он поступает чисто механически, по инерции. Такому человеку безразлична личная жизнь, он начинает принимать различные одурманивающие средства (алкоголь, табак, наркотики). Он разрушает своё тело дурными привычками и нечистой пищей. Из-за своего невежества он не понимает разницы между добром и злом, между ложью и истиной.

И раджа-гуна, и тама-гуна оскверняют сознание и тело человека и ведут к многочисленным болезням.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что одна из главных целей Аюрведической медицины состоит в развитии в человеке гуны благости. Более того, именно саттва гуна приводит в равновесие Шарирака–доша (телесную, физическую конституцию), потенцируя благотворное влияние на тело и сознание человека Аюрведической терапии. Для того чтобы яснее понять влияние сознания (психики) на тело и глубже понять психосоматические причины заболеваний, нужно рассмотреть то, каким образом гуны взаимодействуют с доша. Это позволит человеку подняться на более высокие уровни ее (доша) функционирования в рамках своей индивидуальной конституции.

Мы должны определить соотношение трех гун в себе. Это подскажет нам путь к усовершенствованию нашего ума и нейтрализации наших тенденций к болезням.

Если мы рассмотрим одновременно три доша и три гуны, то получим следующую картину. Каждая доша подразделяется в соответствии с тремя гунами.


Негативные особенности своей гуны (например, привычки, приводящие к заболеваниям) можно излечивать при помощи соответствующих мер, таких, как медитация, молитва, мантры или другие способы духовного самосовершенствования.

Всем человеческим существам следует придерживаться саттвичного образа жизни, который дает покой и ясность ума. Аюрведические методы по своей природе обычно являются саттвичными (гармонизирующими).

Правильный образ жизни является, пожалуй, важнейшим из основных факторов сохранения физического и психического здоровья. Он подразумевает не угнетение нашей природы, а, наоборот, раскрытие ее глубинных возможностей.

Патанджали Муни в своих йога – сутрах, говорит о принципах, необходимых для запуска механизмов исцеления:

– Ахимса – Ненасилие в словах, уме и действиях. Ведические писания утверждают, что желание контролировать и господствовать, приводит к насилию над другими, которое в своём грубом проявлении, принимает форму мясоедения (употребление в пищу плоти живых существ). Следовательно, ахимса начинается с отказа от мяса (вегетарианства).

– Сатья – Правдивость. Существует четыре столпа или качества цивилизованной человеческой жизни, которые отличают человеческое общество от животного. Это милосердие, контроль чувств (аскетизм), чистота (целомудрие) и правдивость. Правдивость – значит говорить правду, не обманывать себя и других.

– Астейа – Нестяжательство. Удовлетворённость, отсутствие собственнических чувств.

– Брахмачарья – Целомудрие. Это залог физического, эмоционального и духовного здоровья.

– Апариграха – Принятие Всевышнего, как того, кому принадлежит всё.

«Ахам сарвасья прабхаво матах сарвам правартате…»

«Я источник всех духовных и материальных миров, из Меня исходит всё…» (Б.г. 10.8)

Кроме того, существуют дополнительные принципы:
1. Ксама – всепрощение

2. Дхрити – устойчивость в своих обетах

3. Дайа – сострадание

4. Арджава – прямолинейность

5. Шауча – чистота, и др.

Однако соблюдение всех этих принципов не должно приводить к развитию самодовольства, повышенной чувствительности или фанатизма, чтобы чистота не обратилась в свою противоположность.

Аюрведа придаёт огромное значение саттвичному питанию, поскольку часто оно играет решающую роль в сохранении здоровья и лечении.

Сюда включается всё, что воспринимают чувства или всё, что попадает в тело через рот, нос, уши, кожу и глаза. Поэтому всё, что попадает в тело в видимой или не видимой форме, является частью нашей диеты. Поскольку всё в этом мире имеет свою гуну (качество), питание может быть разделено на 3 категории: в саттве, в раджасе и в тамасе. Всё, что мы слышим, осязаем, видим, обоняем и вкушаем, находится под преобладающим влиянием одной из трёх гун.

Равновесие ума в Аюрведе означает изменение гуны ума с тамаса или раджаса на саттву посредством изменения питания (ахара). Это значит отдавать преимущество только тем продуктам, деятельности, эмоциям которые по своей природе относятся к саттве, а не к раджасу и тамасу. Чтобы стать саттвичным, вначале потребуется строгая дисциплина и усилия, но они стоят того, ведь благодаря этой гуне ума, мы можем обрести умиротворение, здоровье, силу и иммунитет.

5. Три причины возникновения болезни.

Существует большое разнообразие причин, которые могут вызвать заболевание. Однако все они могут быть классифицированы согласно трём главным причинам, определённым мудрецом Чаракой.

1) Прагйаапарадха. Слово «прагйа» означает знание, мудрость, разум, а «апарадха» – это оскорбление, то, что уводит, стоит в стороне от радости и счастья. Оскорбление мудрости – это совершение поступков, действий без понимания, благоприятно это или вредно.

Действия, как мы уже говорили, могут быть совершены:
– Речью
– Умом
– Телом

Следствие прагйаапарадхи – это выход из равновесия тридоша и стимуляция раджа и тама-гуны, что запускает механизмы развития болезни.

Прагйаапарадха проявляет себя как анартхи (то, что не имеет ценности или то, что препятствует благополучию): ложь, сплетни, сквернословие, злословие, оскорбления окружающих, похвальба, страх, горе, гнев, скупость, жадность, ревность, властолюбие, и др.

2) Асатмйаиндрийартхасамйога или неправильное использование чувств.

В результате возникает или возбуждение или недостаток чувственной деятельности. Это вредит и уму, и телу, нарушая умеренность и гармонию в здоровом внутреннем и внешнем функционировании организма.

Эта причина болезни делится на три группы:

(Количественное использование)

1. Недостаточное (хинайога):
– плохое освещение помещений;
– плохая концентрация внимания;
– много сна в течение дня;
– не слушать или не слышать;
– напряжение во время слушания тихих звуков;
– минимальное использование обоняния;
– недоедать, кушать неразнообразные продукты;
– минимальный контакт с кожей;

2. Чрезмерное (атийога).
– смотреть на яркий свет;
– громкие звуки;
– интенсивные запахи (источники раздражения);
– кушать слишком много;
– тяжёлый труд, чрезмерный массаж.
(Качественное использование)

3. Не по назначению (митхйайога):
– просмотр фильмов со сценами насилия;
– слушание сплетен, критики;
– ядовитые, вредные, грязные, оскверняющие запахи;
– употребление продуктов в тамасе или сквернословие;
– нечистоплотность.

Органы чувств снабжают нас жизненно важной информацией. Чувства вкуса, обоняния, осязания, зрения и слуха питают нас повседневным опытом, и мы можем исцеляться с помощью сенсорной терапии — лечения запахом, цветом, мантрами и целительными звуками, массажем, а также вкусовым воздействием трав и пищи.

Но, поскольку восприятия, мысли и чувства — это не только психические переживания, но и биохимические события, неправильное использование органов чувств может создавать дисбаланс в организме и вести к болезни.

3) Кала – паринам или паринама. Пренебрежение силой времени.

Нужно учитывать естественные физические и психические преобразования, которые происходят с течением времени. Например, сезонные изменения, этапы жизни, проблемы старения, и т.д.

6. Уровни здоровья.

Наша жизнь пронизана взаимоотношениями. Мы взаимодействуем с землей, луной, солнцем; с воздухом, которым мы дышим; с водой, которую пьем, и с пищей, которую едим. Мы связаны со своими друзьями, родителями и детьми, с супругами, с коллегами, со своим телом; со своими мыслями и чувствами; с работой и банковским счетом. Взаимоотношения занимают самое главное место в нашей повседневной жизни.

Аюрведа рассматривает здоровье как гармонию на всех уровнях нашего бытия. Ведическое знание предоставляет человеку возможность познать себя во всём многообразии отношений, связывающих нас с окружающим миром. Иными словами, у каждого человека есть уникальный шанс жить в мире, в котором каждому явлению есть место; в мире, где нет места случайным, беспорядочным, хаотичным событиям. Мы живем во Вселенной, у которой есть причина и цель, с которой она существует. Понимание и принятие, существование в единстве с этими целями и составляет основу здоровья или исцеления. Не случайно слова «исцеление», «целостность», «цель» имеют один корень. Аюрведа, как наука о жизни, говорит о принципе подобия Вселенной и человека, то есть макро и микрокосма – «Пинда-брахманда-нйайа». Таким образом, познав себя, мы сможем понять всё многообразие взаимоотношений в этом мире: «Кто же я?» Веды как руководство, данное человеку великими мудрецами, получившими это знание от Всевышнего, указывают на два вопроса, которые каждый цивилизованный человек должен задать и, получив на них ответ, «жить так, чтобы не было больно за бесцельно прожитые годы»:«Кто я? Почему я страдаю?»

Санскрит, язык на котором записаны все основные писания Вед, под словом «атма» – «я» подразумевает несколько значений:
– тело
– ум
– душа
– Параматма или Сверхдуша.

Аюрведа предлагает описание четырёх уровней с точки зрения здоровья и его глубины. Забегая вперёд, можно сказать, что «Авидья» – забвение живым существом своей духовной природы является самым глубоким уровнем нездоровья. Итак:

1) Арогйа – отсутствие физических страданий (телесное благополучие).

Это базовое и нужное состояние, но не полное. Часто этот уровень превращается в подавление симптомов. Важно понимать, что каждый последующий уровень включает в себя предыдущий.

2) Сукхам – материальное счастье или социальное благополучие.

Это уровень социального здоровья.

Он складывается из удовлетворенности социальными взаимоотношениями:

– деятельность (работа).

Человек должен заниматься любимым делом. Иными словами, реализовать те таланты, которыми наделила его природа. И секрет полной реализации природных склонностей (а они есть у всех) в том, чтобы бескорыстно служить другим, используя дар которым наделил нас Всевышний.

По статистике, 90% больных сердечно-сосудистой патологией в психологическом статусе имеют негативное отношение к своей работе.

– взаимоотношения в семье.

Конфликты в семейных отношениях – это отражение непонимания главного принципа, позволяющего человеку учиться и, следовательно, меняться в лучшую сторону. НАШЕ ОКРУЖЕНИЕ – ЭТО ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ НАШЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (КАРМЫ). Наша ситуация – самая полезная для нас. Она учит чему-то очень важному. Развитие благодарности к судьбе, людям, природе и т.д. – это основа счастливой жизни.

3) Свастха – удовлетворённость в самом себе.

Опирается на понимание своей глубинной духовной природы. Это возможно, если человек понимает, что первый и второй уровни – временны. Временные цели – значит, временный смысл, а, следовательно, однажды смысл будет потерян и наступит разочарование. Свастха – это спокойствие и уравновешенность ума.