У меня есть сердце...
28.05.12 20:51 | Добавить в избранное
А у сердца песня…
А у песни Тайна, Тайна это ты…
Есть явление, которое очень сложно описать словами. Это неуловимое, как южные сумерки, чувство, когда наша душа пытается говорить с нами. Ведь с нами очень сложно говорить, особенно душе, и поэтому она выбирает моменты. Мы вдруг останавливаемся и прислушиваемся. Что за мелодия звучит? Что за лицо промелькнуло на экране? Почему эта строчка, малюсенький абзац, не пускает нас читать дальше? О чем мы вдруг вспоминаем? О том, что с нами никогда не случалось?
Наша память гораздо старше нас…
Я условно называю «это» - «запах самолетов». Неизвестно по какой причине этот тяжелый, вязкий, солнечный запах аэропорта меня волнует. Хочется плакать. Хочется пересмотреть всю свою жизнь и начать сначала. Может быть, я просто помню этот запах с детства, - мой отец был военным летчиком. А может быть, это просто моя совесть, с которой я давно не разговаривала, пытается до меня достучаться.
У каждого «запах самолетов» свой:
- Это Венский духовой оркестр….
- Это «Маленький принц»… каждый раз беру эту книгу в руки и говорю себе – сейчас я не заплачу…Не заплачу! И все равно, в конце заливаюсь слезами….
- Это старый мультик…Помнишь? Как зайчонок и медвежонок пели песню…
- Это «Рыжий» Сомерсета Моэма. А я - та тоненькая островитянка, ждущая любимого….
- Это старая елочная игрушка, птица с отбитым хвостом….
…Мне было лет восемь, когда папка, сидя в веселой компании, вдруг зажал струны гитары, замолчал ее, выдержал паузу, в которой утонули все присутствующие. А потом вдруг на самых высоких проиграл нежное, зыбкое, как на скрипке. Тишина была такая, что казалось, остановилось все, включая Землю. А потом ладонью - резкий танговый аккорд:
« Отчего, ты спросишь, я всегда в печали? Слезы, подступая, льются через край… У меня есть сердце, а у сердца песня, а у песни тайна, хочешь – отгадай…»
Кто смотрел Ликвидацию, помнят эту песню. Ее написал славный толстенький человечек, мой земляк, иркутянин, еврей Носон Нахим Абрамович Френкель, поэт и журналист, сатирик и переводчик. Он переводил Льюиса Кэрролла, его Алису, рассказы О Генри, Джерома К. Джерома, Джека Лондона, Вулдхауза и Оливера Голдсмита.
А сколько раз он слышал в свой адрес слово «приспособленец»… Еще бы, сын богатого фармацевта, который дал ему блестящее образование, а национальность предопределила талант. Изо всех сил он старался быть полезным Советской власти…
О нем очень мало сведений, короткая библиография, три дочери, - умер через четыре года после блокады Ленинграда, через год после Победы. Оставил нам песню Тайна, которую невозможно слушать без слез.
…В тот раз первой заплакала я. Тихо так, безнадежно. Закрыла глаза и увидела дяденьку, идущего по странной улице, на которой не было ни одного целого дома. Он шел быстро, подняв воротник пальто, кутаясь в рукава, прижимая к груди старенькую папку, а вокруг него играла скрипка. Эта скрипка была спасением - пока она играет, нет времени оглянуться и понять весь ужас, который лежит под ногами. Она играет, убаюкивает, усыпляет, утешает, благодаря ее голосу не слышно шума снарядов, рвущихся вокруг, - просто дойди до дома, не смотри по сторонам, ни о чем не думай. Просто дойди…
Зачем, - думал дяденька, - зачем вы мне все? Зачем вот эта разруха, голод, смерть? Оставьте меня, я просто поэт, я хочу сочинить стих и спеть песню, хочу, чтобы цвели каштаны, а девочки в невесомых юбках стучали каблучками по мостовым. Зачем существуют вот эти конкретные люди, из-за которых нам всем так плохо? Ведь нас же больше! Мы лучше, мы талантливее, мы добрее, почему же мы так слабы против них?
Вы говорите, что добро сильнее - нет. Добро слабее, и побеждает только количеством. Зло может исходить от одного единственного человека, и против него нужны миллионы добрых, чтобы опять цвели каштаны и цокали каблучки.
А потом заплакали все, - я это увидела, когда открыла глаза. «У меня есть сердце…»
Простенькие слова, наивные, трогательные, о любви. У этой песни есть другое название – «О неизвестном любимом». Как ожидание. Готовность отдать сердце в теплые родные руки…
«А у песни Тайна, Тайна это ты…» - и в конце опять щемящий проигрыш на первой и второй струне, завершающий это путешествие в прошлое, которое никогда с нами не случалось.
Видимо, где то в глубине ДНК встроен код памяти прошлых жизней. Поэтому нам снится война, мы пригибаем голову от раската грома как от канонады, у нас часто болят несуществующие ранения, - и мы боимся пошевелиться…
И хочется завернуться в музыку как в плед, выстроить себе дом из скрипок и сказать: «Не трогайте меня, сами играйте в свои жестокие игрушки, я всего лишь маленький человек, я хочу лишь сочинять стихи и слушать песню…»
А у песни Тайна, Тайна это ты…
Есть явление, которое очень сложно описать словами. Это неуловимое, как южные сумерки, чувство, когда наша душа пытается говорить с нами. Ведь с нами очень сложно говорить, особенно душе, и поэтому она выбирает моменты. Мы вдруг останавливаемся и прислушиваемся. Что за мелодия звучит? Что за лицо промелькнуло на экране? Почему эта строчка, малюсенький абзац, не пускает нас читать дальше? О чем мы вдруг вспоминаем? О том, что с нами никогда не случалось?
Наша память гораздо старше нас…
Я условно называю «это» - «запах самолетов». Неизвестно по какой причине этот тяжелый, вязкий, солнечный запах аэропорта меня волнует. Хочется плакать. Хочется пересмотреть всю свою жизнь и начать сначала. Может быть, я просто помню этот запах с детства, - мой отец был военным летчиком. А может быть, это просто моя совесть, с которой я давно не разговаривала, пытается до меня достучаться.
У каждого «запах самолетов» свой:
- Это Венский духовой оркестр….
- Это «Маленький принц»… каждый раз беру эту книгу в руки и говорю себе – сейчас я не заплачу…Не заплачу! И все равно, в конце заливаюсь слезами….
- Это старый мультик…Помнишь? Как зайчонок и медвежонок пели песню…
- Это «Рыжий» Сомерсета Моэма. А я - та тоненькая островитянка, ждущая любимого….
- Это старая елочная игрушка, птица с отбитым хвостом….
…Мне было лет восемь, когда папка, сидя в веселой компании, вдруг зажал струны гитары, замолчал ее, выдержал паузу, в которой утонули все присутствующие. А потом вдруг на самых высоких проиграл нежное, зыбкое, как на скрипке. Тишина была такая, что казалось, остановилось все, включая Землю. А потом ладонью - резкий танговый аккорд:
« Отчего, ты спросишь, я всегда в печали? Слезы, подступая, льются через край… У меня есть сердце, а у сердца песня, а у песни тайна, хочешь – отгадай…»
Кто смотрел Ликвидацию, помнят эту песню. Ее написал славный толстенький человечек, мой земляк, иркутянин, еврей Носон Нахим Абрамович Френкель, поэт и журналист, сатирик и переводчик. Он переводил Льюиса Кэрролла, его Алису, рассказы О Генри, Джерома К. Джерома, Джека Лондона, Вулдхауза и Оливера Голдсмита.
А сколько раз он слышал в свой адрес слово «приспособленец»… Еще бы, сын богатого фармацевта, который дал ему блестящее образование, а национальность предопределила талант. Изо всех сил он старался быть полезным Советской власти…
О нем очень мало сведений, короткая библиография, три дочери, - умер через четыре года после блокады Ленинграда, через год после Победы. Оставил нам песню Тайна, которую невозможно слушать без слез.
…В тот раз первой заплакала я. Тихо так, безнадежно. Закрыла глаза и увидела дяденьку, идущего по странной улице, на которой не было ни одного целого дома. Он шел быстро, подняв воротник пальто, кутаясь в рукава, прижимая к груди старенькую папку, а вокруг него играла скрипка. Эта скрипка была спасением - пока она играет, нет времени оглянуться и понять весь ужас, который лежит под ногами. Она играет, убаюкивает, усыпляет, утешает, благодаря ее голосу не слышно шума снарядов, рвущихся вокруг, - просто дойди до дома, не смотри по сторонам, ни о чем не думай. Просто дойди…
Зачем, - думал дяденька, - зачем вы мне все? Зачем вот эта разруха, голод, смерть? Оставьте меня, я просто поэт, я хочу сочинить стих и спеть песню, хочу, чтобы цвели каштаны, а девочки в невесомых юбках стучали каблучками по мостовым. Зачем существуют вот эти конкретные люди, из-за которых нам всем так плохо? Ведь нас же больше! Мы лучше, мы талантливее, мы добрее, почему же мы так слабы против них?
Вы говорите, что добро сильнее - нет. Добро слабее, и побеждает только количеством. Зло может исходить от одного единственного человека, и против него нужны миллионы добрых, чтобы опять цвели каштаны и цокали каблучки.
А потом заплакали все, - я это увидела, когда открыла глаза. «У меня есть сердце…»
Простенькие слова, наивные, трогательные, о любви. У этой песни есть другое название – «О неизвестном любимом». Как ожидание. Готовность отдать сердце в теплые родные руки…
«А у песни Тайна, Тайна это ты…» - и в конце опять щемящий проигрыш на первой и второй струне, завершающий это путешествие в прошлое, которое никогда с нами не случалось.
Видимо, где то в глубине ДНК встроен код памяти прошлых жизней. Поэтому нам снится война, мы пригибаем голову от раската грома как от канонады, у нас часто болят несуществующие ранения, - и мы боимся пошевелиться…
И хочется завернуться в музыку как в плед, выстроить себе дом из скрипок и сказать: «Не трогайте меня, сами играйте в свои жестокие игрушки, я всего лишь маленький человек, я хочу лишь сочинять стихи и слушать песню…»
комментарии:
добавить комментарий
Пожалуйста, войдите чтобы добавить комментарий.