29 Января 2025
Как появилась традиция чокаться бокалами
В России, может, много чего нет — на скудных суглинках средней полосы не желают толстеть и золотиться ананасы, авокады не колосятся, несмотря на все старания, игнорируя удобрения, хиреет манго. Пармезан, опять же, не у нас изобрели (хотя наверняка соотечественники быстро научатся делать всякие аналоги (не гарантируя сходства с оригиналом, конечно)), и поросячьи ноги умельцы прокоптят и не закашляются, всем испанцам назло. Но есть одна вещь, с которой у нас точно нет проблем и дефицита — это праздники. Двенадцать дней только на Новый год - это мощное заявление всему миру: если праздновать, так праздновать! А не это ваше второго января на работу.
Праздники мы отмечаем со спиртным. Во время - скажем изящнее! — симпозиумов (от греческого — симпосио, совместное употребление вина, кое греки разбавляли водой, слабаки), у нас принято говорить тосты и чокаться. Дзинь! Кто чем — кто хрустальной рюмочкой, кто бокальчиком, а кто и брутальной кружкой с отбитой эмалью. Статус неважен, чокаются все.
У традиции чокаться оказались глубокие исторические корни. Дело в том, что пионерами в деле алкоголизма были древние греки, персы и египтяне. Только египтяне пили пиво, оно появилось раньше, чем вино.
Древние персы-греки-египтяне не бухали по пятницам только для того, чтоб напрочь забыть прошедшую неделю. Распития носили ритуальный или социальный характер и способствовали укреплению связей между людьми. Насчёт египтян история умалчивает, а вот греки абсолютно точно желали собутыльникам здоровья, но не чокались. Подобно древним славянам, эллины пускали чашу по кругу, по-братски, считалось, что таким образом товарищество между участниками симпозиума пускает новые побеги и переходит на качественно высший уровень. Не забывали плеснуть немного вина на землю — поклон богу виноделия и пьяного веселья Дионису. Обычно используемые при питье глиняные кружки «килики» на время оставляли в стороне, а общую чашу для вина именовали «сосудом любви». (Тут ещё добавлю, что у греков было сразу несколько связанных с любовью к родине и к соседу Яннису терминов, и это обилие определений стопочку веков спустя положило начало великому заблуждению о том, что в Элладе очень поощрялись гомосексуальные утехи. Что есть враньё, но рассказ не об этом. Если захотите, я в комментариях расскажу больше).
Интересное примечание — многие иностранцы считают, что русские пьют под трубный возглас «НАЗДАРОВИЕ!», хотя на самом деле мы, естественно, так не делаем. Между тем основатели алкоголических традиций действительно пили именно за здоровье, что и подтверждают надписи на древних амфорах и фресках, а также до сих пор популярный тост «Ис игиян!», или «Стин игиа сас» («За ваше здоровье») который греки произносят, когда устраивают застолья, или просто подают кому-то стакан воды или чашку кофе.
Так вот, в ничуть не менее древнем Междуречье опять же не было традиции устраивать бокальный перестук над столом. Пили пиво, из общего сосуда, у каждого веселящегося была для этого своя персональная соломинка (выдранная в зарослях камыша между Тигром и Евфратом, второй переулок налево). В наше время отголоски традиций Междуречья можно лицезреть на курортах - там бушующим гостям из Тагила предлагают накидаться арбузным соком с водкой, воткнув в выпотрошенный арбуз примерно тридцать соломинок. По непроверенным данным, особо увлёкшихся этим подношением называют наарбузившимися, но насколько эта информация достоверна, выяснить не удалось.
Обычай чокаться появился с тех пор, как люди начали повсеместно использовать посуду из стекла. В Римской империи такую посуду могли себе позволить только люди состоятельные, знатные. Стеклянные бокалы наполняли до краёв, а потом звучно чокались, да так, чтоб вино из одного сосуда расплескивалось в другой. Таким образом хозяева дома давали знать гостям, что их напитки не отравлены (что, конечно, не избавляло наивных гостей от почивания на отравленных простынях, например).
От римлян обычай потихоньку расползся по всей Европе, и в какой-то момент докатился до России. У нас не принято чокаться, поминая умерших. А в остальных случаях мы с удовольствием доказываем, что винище не отравлено, и добавляем огоньку, поднимая тосты за родителей, за дам-с, за мучительную смерть для тех, кто нами не восхитился и за всё, что в голову взбредёт, ведь фантазии у нас, как и праздников, ну просто завались. Хоть с авокадами, хоть без.
П.С. При написании этого текста ни одного арбуза и авокадо не пострадало.
комментарии:
добавить комментарий
Пожалуйста, войдите чтобы добавить комментарий.