11 Мая 2024

”Мам, я такое не ем!”

Кормление 2-х – 6-ти летнего ребенка – это кошмар для довольно большого числа родителей. И я часто вижу измученных мам, которые находятся в постоянном стрессе на тему того, чтобы такого еще придумать, чтобы ребенок съел то, что ему необходимо для нормального развития. В ход идут изощренные приемы, театральные постановки, в которых задействованы все присутствующие в доме родственники: дедушка приплясывает, бабушка усиленно делает вид что ей оооочень вкусно - «ням-ням, ай какую вкусняшку мама приготовила!», а мама в это время пытается запихнуть в чадо специально сделанный для него ужин. Однако чадо отворачивается и произносит знакомое многим родителям «Я такое не ем!».

Конечно, я тоже сталкивалась и продолжаю сталкиваться с такой проблемой. Многие дети с удовольствием едят только сосиски с макаронами, попробуй заставь их есть сложные блюда вроде наиполезнейшего овощного салата! Однако, я с самого начала решила, что линия партии будет жесткой, и приложила максимум усилий к тому, чтобы мне не приходилось готовить отдельно для каждого члена семьи, и чтобы при этом дети получали полноценное питание. Для того, чтобы семейные обеды не превращались в стресс для всех нас.

Безусловно, все очень индивидуально. Но, возможно, мой опыт поможет кому-то из мам упростить процесс и превратить его из проблемы в хорошую семейную традицию. Я часто сталкиваюсь с мнением, что есть вещи, которые дети не едят – например, зелень. Да я и сама помню, как ненавидела я в детстве салат и травы, как устраивала истерики маме, которая пыталась мне что-то там рассказывать про витамины. Мой старший сын унаследовал все мои вредные пристрастия, и мне пришлось придумывать, как сделать так, чтобы я могла легко вводить новые продукты, не тратив при этом свои нервные клетки. Сейчас, когда у меня растет третья дочь, я не только в теории, но и на практике знаю, что вкус ребенка можно и нужно развивать. И что практически нет продуктов, которые при должном подходе нельзя ввести в ежедневный рацион, и которые при желании мамы не станут любимыми.

Мы придерживаемся классических правил, которые очень сильно облегчают жизнь родителей. Дело в том, что детям очень важна структура, наличие правил и заведенный порядок помогают им ориентироваться в ситуации и чувствовать себя спокойно. Поэтому даже если вы сами относитесь к своему питанию раздолбайски, то для детей необходимо вырабатывать определенную дисциплину (хотя я и жутко не люблю это слово).

 

  1. Есть только за столом – никаких тарелок в комнату с игрушками, никакой еды перед телевизором, никаких хватаний из кастрюли и сковородки. Мой 6-тилетний сын был сильно удивлен, когда обедал в гостях у своего друга и увидел следующую картину – мама мальчика, потерпевшая неудачу с супом, отнесла тарелку туда, куда ее сын побежал из-за стола играть. Попытка повторить этот трюк со мной окончилась неудачей – сын быстро понял, что свой суп он съест только за столом. И только во время обеда, когда ест вся остальная семья.
  2. Вся семья ест вместе, мы выключаем телевизор, садимся за стол, общаемся и едим. Никаких включенных мультиков, никаких перерывов на поиграть – если ты встаешь из-за стола, значит, ты сыт. Очень важно, чтобы это правило закрепилось у ребенка, это поможет в дальнейшей жизни выработать здоровое отношение к еде вообще. Если сын или дочь выскакивают из-за стола, то они знают, что прийти потом будет нельзя. Конечно, я не фашист – я кормлю ребенка, но делаю это так, чтобы у него не осталось в голове связки «ну и пусть ругается, все равно потом покормит, пойду поиграю!». Важно, чтобы дети знали: мы едим только за столом, и только в определенное время, и все вместе. Поэтому нужно есть вместе со всеми, иначе останешься с носом.
  3. Если ты не хочешь есть, значит, ты не хочешь есть вообще ничего, и сладкого тоже. И печенек. И яблоко. Дети твердо знают, что если они отказываются от супа, то положенную конфету не получат. Иногда мамы, переживая, что ребенок остался голодным, пытаются скормить хотя бы перекус – фрукты или орешки. Я считаю, что этого делать нельзя ни в коем случае, так как это только закрепляет у детей стереотип «не съем суп – дадут чего-нибудь вкусное».
  4. Не нужно заставлять. Во-первых, это только закрепляет негативные эмоции, и может надолго отбить охоту есть определенную еду, во-вторых, это тоже закрепление негативного поведения – ты отказываешься есть, и следующие 40 минут все занимаются только твоей персоной. Достаточно спокойно отпустить ребенка из-за стола, при этом четко дав понять, что в следующий раз он будет есть только когда вся семья снова сядет за стол. Моя дочь, устраивавшая скандалы на тему овощного салата и риса, как-то раз действительно отправилась спать голодной. Однако больше никаких проблем у нас с ней не было. Ребенок может получить перед сном стакан молока, но никаких перекусов или позднего ужина не будет точно.


Однако и родители тоже должны прикладывать определенные усилия к тому, чтобы у детей развивался вкус. Моя средняя дочь любит пробовать новое, ей интересно, мой сын же, наоборот, относится к тем детям, кто всякое неизвестное блюдо или продукт встречает неизменным «мам, я такое не ем!»

Действительно, дети очень часто отказываются есть сложные блюда, которые состоят из разных ингредиентов. Одной дисциплиной или драконовским воспитанием решать эту проблему глупо, у меня есть свои методы, которые, возможно, будут полезны и другим мамам:

1. Готовим вместе. Я привлекаю детей к готовке, когда это возможно, мы совмещаем приготовление еды с обучением. Если я готовлю новое блюдо, то зову их посмотреть, и они видят, что новый пирог, например, состоит из всего того, что они любят – яиц, сливок, рыбы и т. д. Поэтому «я такое не ем» не имеет смысла, и не звучит потом за обедом.

Овощной салат дети стали есть после того, как старший сын и дочь сделали его сами – помыли зелень и овощи, подождали, пока я нарежу, положили их в миску и перемешали. Возникла минутная заварушка на тему «я буду помидоры складывать!» - «нет, я!», но мы быстро разделили ингредиенты по-братски. Сейчас дети довольно часто просят разрешения поучаствовать в готовке, и уже сами знают все этапы и с удовольствием моют, складывают и мешают. Кто же откажется съесть то, что сделал своими руками?

2. Не сдаваться. У каждого ребенка свои предпочтения, но я считаю, что нельзя отказываться от каких-то продуктов, которые дети не приняли с первого раза, нужно предлагать их в новых формах и блюдах. Мой сын отказывался есть цветную капусту в супе, но запеченную со сливками и яйцом слопал за милую душу. После чего был реабилитирован и суп – «ты же ел пирог с удовольствием, а тут та же самая капуста!»

3. Рассказывать истории. Разумеется, мои дети не собирались есть шпинат – «мам, это что?! Я не буду!» Но после истории про Папая, и просмотра мультика шпинат в любом виде идет у нас за милую душу. Морковь любят зайчики, капусту бабочки, а укропом питались большие динозавры, каких мы видели в музее – про любой продукт можно придумать историю, которая будет интересна.

4. Не пугать ни в коем случае. Мои родители пытались научить меня есть капусту и рассказывали страшные истории про цингу, да еще и предъявляли жуткие картинки из Советской энциклопедии. Бесполезная, да еще и травмирующая мера, которая вряд ли приведет к тому, что ребенок будет любить продукт в дальнейшей жизни. Я так капусту ненавидела потом всей душой, она у меня стояла в одном ряду с рыбьим жиром и стрептоцидом – лечебной мерзостью, в общем.

Любой террор в таких вопросах, по моему мнению, есть просто признак лени родителей, которым проще рассказать страшилку, чем придумать как сделать так, чтобы ребенок сейчас и потом ел капусту с удовольствием.

Конечно, как и любой другой процесс, воспитание привычек в еде идет постоянно. И мы с мужем сталкиваемся часто с новыми «закидонами», и какие-то трудности возникают почти каждый день. Но в общем и целом, правила в семье очень сильно облегчили наше существование – я, работающая мама троих детей, с трудом себе представляю картину как я готовлю каждому ребенку то, что он не отказывается есть, и бегаю потом с тарелкой по всей квартире.

«Боже, как ты заставила своих уплетать за обе щеки суп с зеленью?!», - спросила меня подруга. Я улыбнулась и предложила ей сдать мне своего сына на неделю. На витаминизацию и воспитание здорового отношения к любой еде.
 

 

 

комментарии:


  • Автор: Элис      20.04.10 17:12

    мой не ест рыбу, печень, капусту цветную и брокколи, тушеный помидор (его выворачиват). Не под каким соусом. Возьмите на перевоспитание.

    Ответить

  • Автор: Элис      20.04.10 17:15

    да, кстати. груши, дыню и шоколад тоже, зато удовольствием лопает зеленый лук, яблоки, свежий помидор. Может что-то упустила.

    Ответить

  • Автор: Прелесть      20.04.10 17:56

    я сама далека от идеала - могу и кусок со сковороды схватить, и еду принести к компу или телевизору и читаю все время за едой (и это, кстати, я с мамы списала).. так что от ребенка требовать не буду того, что не делаю сама.

    Ответить

  • Автор: Крыса заморская      20.04.10 18:25

    А как мужа научить есть овощи-фрукты и т.д.? Ест только гадость всякую, непонятно как до сих пор жив и почему здоров...

    Ответить

  • Автор: UmaThurman      20.04.10 19:20

    Добавлю из моих наблюдений за почти 5-летней дочкой.
    1. Чем раньше ребенок привыкнет ко вкусу овощей, тем больше вероятность, что у него не возникнет к ним сильной нелюбви в дальнейшем. В период прикорма и детского питания я готовила самые разнообразные овощи, включая брокколи, цветную капусту, кабачки, и т.д. Когда дочка научилась жевать сама, стала есть те же овощи уже целиком, и до сих пор ест с удовольствием.
    2. Коллектив очень способствует привыканию к определенным блюдам. Моя дочка в саду научилась есть какие-то вещи, которые дома шли не очень, например салат с листовой зеленью. Просто в один прекрасный день пришла и сказала, что они ели салат. Теперь помогает мне готовить салаты, а потом ест с удовольствием.
    3. Иногда нужно предоставлять ребенку выбор. Готовить отдельно после определенного возраста нецелосообразно, но если у нас в холодильнике есть курица и суп, к примеру, я спрашиваю, что она будет есть.
    4. Согласна с тем, что надо приучать к семейным трапезам за столом, если у вас в семье это практикуется, конечно. Мы с мужем оба выросли в таких семьях, поэтому для нас это не проблема. Хотя иногда мы можем сесть перед телевизором как исключение или перехватить кусок с пылу с жару.
    5. Нам помогла побороть нежелание пробовать новые блюда и продукты детская книжка про девочку, которая отказывалась есть шпинат. На нашу произвело впечатление :) У нас теперь такое правило: если говорит "я это не люблю", не попробовав, то должна попробовать одну ложку. Если не понравилось - мы не заставляем, но часто бывает, что начинает уплетать. Так приучили ко многим блюдам, которые поначалу не шли вообще.

    Ответить

  • Автор: тэтэшка      20.04.10 19:55 Ответ для Элис 20.04.10 17:12

    слушьте, ну рыба вроде нужна очень - по остальному не знаю, но вроде как рыбу надо приучать есть. У подруги такая была проблема, дочь выворачивало. Она стала делать котлеты рыбные в формочках и пообещала ей купить велосипед детский если та начнет их есть:) Проканало.

    А от тушеных помидоров меня саму выворачивает - ну так врод не критично? Я щитаю (правда, пока теоретиццки, детей тока собираюсь) что есть какие то вещи, которые надо обязательно учить есть, рыба там, вот печень наверно тоже. А помидоы тушеные или броколи - ну и хрен с ним.

    Хотя, повторюсь, может я и не права:)

    Ответить

  • Автор: тэтэшка      20.04.10 19:57 Ответ для Крыса заморская 20.04.10 18:25

    ну, может мужа воспитывать так же?:) Не съел - гадости не получишь:)))

    но ваще это отдельная тема, как воспитать мужика в этом вопросе, особенно после холостой жизни с сосисками.

    Ответить

  • Автор: Крыса заморская      20.04.10 20:12 Ответ для тэтэшка 20.04.10 19:57

    Вот нет информации на такую тему нигде, все только про детей :)))) А тут уж если дети пойдут, то фиг они что будут есть при таком папане. А ему если гадости не давать, помрет с голоду... :)))

    Ответить

  • Автор: UmaThurman      20.04.10 20:40 Ответ для Крыса заморская 20.04.10 18:25

    Мне кажется, на взрослого человека может подействовать только диагноз, несовместимый с нездоровой пищей :( Во всяком случае, мой муж, пока диабет не заработал, овощи не употреблял, только фаст фуд. Теперь образ жизни совсем другой стал. Хотя это грустно....

    Ответить

  • Автор: Крыса заморская      20.04.10 21:16 Ответ для UmaThurman 20.04.10 20:40

    Мда, это, конечно, не лучший вариант, сочувствую.
    Этот говорит да, здоровая пища, все понятно, но вот не нравятся ему ни овощи, ни фрукты, ни рыба, ни на вкус, ни на запах, прям вот нос морщит и отворачивается.
    Пардон, тетки, что я не в тему немного :)

    Ответить

  • Автор: travel agent      20.04.10 22:24

    все индивидуально.у меня, например,была аллергия на молоко-рыбу-шоколад до 10 лет. яйца - 2 в неделю.)))как я ждала щавелевый суп))))))при этом я пачками ела петрушки-укропы,все салаты,любое мясо.при этом не знаю почему(эстет с детства), но еда, не понравившаяся на вид,никогда ее не съем.
    автор описывает ритуалы семьи. но далека от реальности. ребенка нельзя заставить есть. обмануть.лишить.
    дети остаются детьми. придя в новый дом(своего друга или уже невесты,например!),а там?:все со стола хватают, перед тв "кушают", сначала мороженое,потом -суп...не шарман)))

    Ответить

  • Автор: Элис      20.04.10 23:28 Ответ для тэтэшка 20.04.10 19:55

    понимаете, я не знаю откуда это, но моя сестра печень тоже не переносит ни в каком виде, с рыбой проще. Но я сама рыбу только после совершеннолетия есть стала. Можт гены?

    Ответить

  • Автор: Йожь      21.04.10 11:18

    Для UmaThurman. Абсолютно согласна про трудность первой ложки. Надо договориться с ребенком попробовать съесть одну ложку или откусить мааааленький кусочек. Потом идет все как по маслу.

    Ответить

  • Автор: Йожь      21.04.10 11:21 Ответ для travel agent 20.04.10 22:24

    хм, насколько я поняла, никто не заставляет. Пробовать да. Не хочешь есть, иди гуляй, потом только лучше и больше поешь

    Ответить

  • Автор: Прелесть      21.04.10 11:30

    читаю и боюсь, нам через месяц прикорм вводить можно.... пока пробовала на вкус тока молоко, эспумизан пару ложек, и, наверное, соленую воду из бассейна хлебала...
    даже воду не давала пока.

    Ответить

  • Автор: Сердце_в_Янтаре      22.04.10 00:41

    у меня в семье такой траблы не было никогда, все трескают все и с довольствием, за исключением некоторых продуктов, которых и на пальцах одной руки не наберется..Все это, наверное, от того, что балуют детей.. Да и не понимаю я манеры мамочек запихивать в свое чадо завтраки, обеды и ужины по часам, проголодается-все будет есть и зелень, и овощи..Как говаривала моя бабуля "30-х годов на вас не было"..А вот мч у мя балованный..ой, балованный.. ни фига не ест полезного..Я с этим особо не борюсь и стараюсь не подстраиваться под его рацион..Человек взрослый, а мне некогда ему угождать.. Пусть хоть раз в неделю, но ест супы-борщи, коих он не ест в принципе вообще.. Как и всякие овощные блюда..У меня один принцип, не хочешь есть,что дают-ходи голодным..Или становись сам готовь, то что будешь есть..А самому-то линьки.. вот и ест что готовлю, как грица -голод, он не тетка..

    Ответить

  • Автор: Анхела      22.04.10 12:41 Ответ для

    Жесть кака!

    У меня тоже сурприз: муж не ест почти никакие фрукты, кабачки, баклажаны, цветную капусту, перец, лук, апельсины/мандарины, мясо только идеальнейшее филе без жира...ужис!

    И никак его не заставить! Дохлый номер!

    Единственное, приучила к овсянке по утрам. Раньше страдал, теперь даже любит))

    Ответить

  • Автор: Бурка      23.04.10 12:43

    ой, какая вы молодец!!!
    возьмите меня на воспитание, а?
    меня в детстве пугали и цингой и облысением и чем только не пугали %) брррр... как вспомню, так вздрогну
    Хоть сейчас и готовлю и рыбу и капусту и прочие вкусности, но в подсознании крепко засело, что я это не люблю, хотя умом и языком прекрасно понимаю - это вкуссссно.

    Ответить

  • Автор: Прелесть      23.04.10 13:21

    мне кацца многое от атмосферы в семье зависит. Если сами родители закидываются майнезными салатами, сосисками, пельменями покупными и прочими полуфабрикатами.... а также жрут чипсы, сухарики и прочую муйню, то откуда дитя возьмет положительный пример?

    Ответить

  • Автор: Talifa      23.04.10 19:24

    Отлично помню себя ребёнком. :) Главная проблема была не столько в ингредиентах, сколько в способен приготовления. Всё было невкусно! Матери и бабушке было просто лень приготовить тот же суп вкусно, а есть сваренный кусок говядины с варёной же капустой и картошкой, без всяких соусов-приправ-специй - ну извините! :)) То же относилось к салатам. Порезанные овощи, залитые сметаной или подсолнечным маслом, не впечатляли совершенно, проще было съесть отдельно помытый помидор и помытый огурец. И то вкуснее. Ужасные котлеты из одного фарша... бррр. Короче, мамочки, не поленитесь приготовить вкусно, и ребёнок будет лопать за милую душу. :)

    Согласна только насчёт новых блюд и приучения готовить вместе - обеими руками за! Польза очевидная. :)

    Ответить

  • Автор: frKiller      25.04.10 22:04

    тущеный помидор я тоже не ем! Вобще - почему это дети должны жрать всякую дрянь..
    в остальном политику автора поддерживаю и одобряю.

    Ответить

  • Автор: Chinchilla      26.04.10 10:50

    Не советую впихивать в детей то, от чего их реально тошнит.
    В меня в детстве пытались впихивать печенку и красную икру (по праздникам), а меня тошнило от одного запаха.. Это было ужасно. Особенно в праздники, когда кругом куча вкусного, а мне пихают в рот бутерброды с красной икрой и маслом сливочным.. Мне сейчас 25 лет, меня до сих пор тошнит от икры и печени. НУ НЕ ЕМ Я ЭТО. Не принимает такую пищу мой организм. А мама с бабушкой до сих пор ворчат, что я капризничаю.

    У мужа тоже самое с рыбой. Ни в каком виде никакую есть не может с детства.
    Пару лет назад на ДР одной знакомой его уломали съесть кусочек (кстати приготовлено было оч вкусно). Так 28-летний 2-метровый дядя позеленел у меня на глазах.

    Кстати, всю жизнь рыбу не ел вобще. И ниче, взрослый здоровый мужик вырос.

    Ответить

  • Автор: Miriam      26.04.10 11:33

    Оспади, я как вспомню, как в меня в детском садике чуть ли не насильно впихивали вареники с картошкой и не давали спать, пока я не выпью стакан молока, так меня до сих пор передергивает!
    У меня детей пока нет, поэтому в вопросе как я буду их кормить я не авторитет. Но почему-то мне думается, что заставлять есть то, что они уже пробовали и не хотят - я вряд ли буду...

    Ответить

  • Автор: Топ Топ      03.05.10 19:06

    Мда... Как все запущено. А может стоит вспомнить старинную немецкую поговорку. "Голод лучший повар". Мама у меня не умела готовить абсолютно. До сих пор, с содроганием, вспоминаю ее супы. Единственное, как это сказалось на мне - научился готовить, примерно в то же время, что и читать, А читал я уже до школы.

    Если ребенок весь день носится на улице, и прилетает в обед домой... Не верю, что он будет перебирать харчами. Схватит то что есть, быстро съест и помчится дальше. А если весь день дома, да еще мамы с бабушками пляшут вокруг с тарелочками-разнослами... Тут поневоле начнешь харчами перебирать.

    ИМХО Пища должна быть полезной простой и вкусной. (Речь не идет про праздники с полным столом). И у ребенка должен быть выбор есть или не есть. Не ест - значит не голоден. Разумеется, если Вы уверены в том, что готовите нормально.
    И еще. Питание должно быть дискретным. Если ребенок отказался обедать - не стоит его заставлять, но и нельзя позволять через пять минут хвататть чтонибудь из холодильника. Режим - пойдет на пользу.

    Ответить

  • Автор: Секретный ник      17.05.10 11:28 Ответ для Miriam 26.04.10 11:33

    Ага, а если у вас дети будут есть только макароны? вот только макароны и все, как у меня например? тоже не будете пытаться как то всетаки дать то что они пробовали и не хотят?

    Ответить

  • Автор: Прелесть      17.05.10 11:50 Ответ для Секретный ник 17.05.10 11:28

    а откуда вообще маленькие дети знают вкус макаронов? сами пихаете всякое авно, а потом плачете.
    ИМХО, у меня сложилось мнение, что 80% проблем с кормлением детей - когда мама не умеет готовить и держит семью на полуфабрикатах.

    Ответить

  • Автор: Miriam      29.05.10 13:40

    Ну так а смысл? Чтоб дети сидели зеленые, в слезах и соплях и пытались съесть то, что они не хотят?
    Занятная позиция.

    Ответить