Злобный критик
профиль | лента | блог | помощь зала | худсовет | комментарии | фото | читает | метки
Кино с душком, или Кто испортил воздух?
03.05.10 00:00 | Добавить в избранноеКогда кино мочилось в пеленки (памперсы еще не изобрели), то каждая новая "игрушка" вызывала у зрителей всплеск восторга. А потом кино подросло, и зрители вместе с ним. Сейчас уже никого не удивишь чёрно-белым паровозом. Это должен быть как минимум проапгрейдченный звездолет, как минимум – на планете Пандора, как минимум – в 3D. А иначе все сольются из мультиплекса и пойдут искать развлечение поинтереснее. Чтобы удержать народ в цепких объятиях седьмого искусства, какие только технологии ни придумывают, как только ни изощряются! Изображение объемнее оппы двоюродной тети – любительницы ватрушек, звук dolby’т уши похлеще дятла Вуди, но чего-то, черт возьми, не хватает для полноты ощущений. Чего? Запахи – вот недостающая деталь мозаики под названием "современное кино". Почему они до сих пор обитают не в кинозалах, а в баллончиках дезодорантов? Попробуем разобраться.
Как ни странно, ничего нового в попытках внедрения ароматов в кино нет. Умельцы изобретают этот велосипед с завидной регулярностью, но каждый раз все кричат «Впервые!», «Сенсация!», «Такого вы еще не видели!». Позвольте развеять этот миф: началась душистая эпопея еще в 1916 году, когда у нашего младенца кинематографа еще не прорезался голос. И была это премьера фильма "Турнир роз". Чтобы в определённые моменты зрители чувствовали соответствующий запах, в зале устанавливали вентилятор с клоком ваты, который был пропитан розовым маслом (а вы чего хотели, тогда даже кондиционеров не было).
А в 1926 году на сеансах фильма "Бродвейская мелодия" в одном из нью-йоркских кинотеатров ароматические вещества распылялись прямо с потолка (ну, типа прогресс пошел). В 50-е годы ХХ века швейцарский профессор Ханс Лаубе решил, что нашёл революционный способ воспроизведения ароматов. Своё изобретение он нарёк Smell-O-Vision (или "запаховидение") и продемонстрировал его в 1959 году во время показа фильма "Аромат тайны". Работала система Smell-O-Vision так: при показе к проектору подключалась батарея банок с пахучими веществами. В определённый момент по метке на киноплёнке игла протыкала одну из банок, и запах через систему кондиционирования распространялся по залу (как видим, все течет, все усложняется). Лаубе с присущей ему скромностью говорил, что, дескать, в 1895-м кино начало двигаться, в 1927-м заговорило, а в 1959-м оно запахло! Впрочем, зрители этого энтузиазма не разделили: больше всего им понравился запах свежего воздуха при выходе из зала. Короче, Smell-O-Vision заглохло всерьёз и надолго…
… пока в 1980-е о нем не вспомнил еще один энтузиаст – режиссёр Джон Уотерс. Что получилось, догадаться нетрудно. Да и что можно ждать от человека, снявшего фильм с названием "Мамочка маньяк-убийца" / "Serial Mom"? В 1981 году Уотерс на премьере своей картины "Полиэстер" / "Polyester" (еще одно дурацкое название) раздал зрителям карточки под названием Odorama. На каждой из них было 10 образцов запахов, "открыть" которые можно было, расцарапав выделенный кружочек, как на лотерейном билете. Зрителей проинструктировали, когда и какой номер запаха выпускать. Общее мнение было такое: кто-то заполз в зал, сдох и теперь воняет, сволочь.
Эксперименты с "запаховидением" проводились и позже, но эффект был тот же. Например, в мае 2001 года в Мюнхене прошла премьера фильма "Один день диеты". Во время этого перформанса инженер Стефан Рёйц продемонстрировал своё изобретение под названием Sniffman. Это 127-граммовая коробочка размером с аудиоплеер вешалась на шею зрителя и в нужный момент источала нужный аромат. Образцы запахов внутри "Sniffman" активировались радиосигналом, а каждый аромат длился 20-40 секунд (ну и система, надо ж до такого додуматься). Но, как и прежде, убедить народ в том, что это "новейшее изобретение" – то, что ему нужно, не получилось.
Не обошло нововведение и Россию. В 2006 году в Иванове оборудование для ароматизации кинофильмов было опробовано на сеансах премьеры триллера "Парфюмер". В двух кинотеатрах зрители смогли не только посмотреть ленту, но и «почувствовать ее атмосферу». Ароматизировали не весь фильм, а только его ключевые моменты (5 сцен). В зале витали ароматы молодой розы, жасмина, лаванды, океанского бриза и свежей травки. Зрители, как обычно, были не в восторге (вот вредные, никак им не угодишь!): мол, шум вентиляторов мешал смотреть фильм, задние ряды громко сопели в надежде уловить слабый аромат, а зрители в партере задыхались от нестерпимой вони. Хотели полного погружения? Да пожалуйста!
Годом позже Тимур Бекмамбетов решил в очередной раз доказать, что он самый-самый, и как-нибудь пооригинальнее выпендриться. В итоге он не придумал ничего оригинальнее, чем ароматизированный сеанс фильма "Ирония любви: продолжение", и испортил воздух в одном из "избранных" московских кинотеатров. Почему-то запах ели, настойчиво транслировавшийся в зал, зрителям не понравился (почему, интересно?), а внедрить дополнительные ароматы не догадались. Короче, выходя из зала, все оценивали фильм (и его аромат) примерно в том же ключе, как главный герой первой картины отзывался о заливной рыбе (ну, вы поняли…)
Примерно тогда же (то есть в 2007 году) придумали приставку Scent-A-Vision для подключения к домашним проигрывателям DVD, которая в нужные моменты ароматизирует помещение соответствующим ситуации запашком. Было произведено программное согласование ароматов более чем с сотней видеодисков, среди которых, в частности, ленты: "Шрек", "Симпсоны", "Рататуй". Об успехе этой затеи можете судить сами. Как? А вы знаете хоть одного обладателя такой штуковины, способной орошать помещение запахами? То-то же, вот и ответ.
Не ждите запахов в кино еще долго. Почему?
Первое. Одни люди не переносят запаха скунса, тогда как другие не терпят запах фрезий. Уж слишком индивидуальная это вещь.
Второе. Существуют строгие правила просмотра ароматизированного кино. На таких сеансах нельзя курить, пить горячительное (и прохладительное), жевать поп-корн и чипсы (все эти вкусности снижают обоняние и перебивают запахи парфюмерных композиций, да и затошнить может).
Третье. Процесс ароматизации пока ещё довольно трудоёмкий и дорогостоящий. Подождем, пока киношники наиграются с 3D – когда эта игрушка им надоест, они вновь примутся за запахи.
И напоследок несколько моих личных аргументов в пользу того, что запахам нечего делать в кино:
1. Женщины от рождения имеют обоняние лучше, чем мужчины, и сохраняют это превосходство всю жизнь – ну и нахрена нам запашистое кино? Мужики и носом не поведут, а мы, тетки, задохнемся от вони.
2. Пик остроты обоняния у женщин достигает во время овуляции – что, теперь высчитывать время, удачное для посещения кинотеатра, по календарю? Мало мы обычно возимся с этими цифрами? Что, теперь в "неблагоприятный период" мне надо, прикинувшись инвалидом, сидеть дома?
3. Шизофрения сопровождается снижением способности получения удовольствия от запахов – а кто сейчас не болен? И что вообще такое шизофрения, даже медики толком не знают, а вдруг и я того…
4. И, наконец, обонятельные рецепторы были обнаружены в человеческой сперме. Какое это имеет отношение к запахам в кино? Никакого. Просто интересный факт. Что, теперь даже эрудицией нельзя похвастаться?
комментарии:
добавить комментарий
Пожалуйста, войдите чтобы добавить комментарий.