Злобный критик
профиль | лента | блог | помощь зала | худсовет | комментарии | фото | читает | метки
О, Цитадель!
10.05.11 00:00 | Добавить в избранноеТакого насилия над собой я не совершала уже давно – вот и хочешь выдавить из себя текст, а выжимаешь вместо него внутренности. Поэтому, рассказывая о фильме «Утомленные солнцем 2: Цитадель» (в кино с 5 мая 2011), начну сразу со спойлера. Главная задача наших – взять неприступную цитадель. У них весь фильм ничего не получается, но с задачей справляется мышка-норушка, которая взрывает эту махину. А в перерывах между демонстрацией этой самой мышки, которая крутится как белка в колесе (это не фигура речи, смысл вполне буквальный), весь цвет сборной российского кино бегает по траншеям, пытаясь не попасть фрицам под прицел. Да, именно так. Даю честное слово: я была кристально трезва, когда смотрела «Цитадель», и столь же трезва сейчас, когда пишу этот текст, хотя жалею и о первом, и о втором – было б лучше принять на грудь чего-то горячительного, а то после такого зрелища начинаешь сомневаться в адекватности окружающей реальности (а так хоть было бы, на что ее списать).
В целом, несмотря на наличие линейного сюжета (чем не мог похвастаться сборник короткометражек о войне под названием «Предстояние»), событийный ряд «Цитадели» подчинен желаниям левой пятки всеведающего Михалкова, т.е. принципу «Deus ex machina» («Бог из машины») – коронному приему ленивых античных драматургов, которые использовали его тогда, когда сюжет буксовал и не желал двигаться ни в одном из направлений. Реализовывалось это просто: на сцену спускался бог и говорил персонажам, что им делать дальше. Понятно, что в современной драматургии этот прием искоренен ввиду то ли чуть меньшей веры в бога, то ли слабости этого финта ушами. На это сценаристы «Цитадели», видимо, и уповали: возьмем-ка из старинного ларчика клевую штучку, сотрем с нее пыль и пусть все думают, как оригинально и новаторски все это смотрится. Да нет, не оригинально. И вовсе даже не новаторски.
По сути, Михалков продолжил линию, начатую им в «12» - там летала птичка. В «Предстоянии» объект уменьшился – это был шмель. Но апофеозом стала «Цитадель» - там правосудие вершится комарами (показан даже процесс рождения этого летучего голландца) и прочими движущимися существами, окромя людей. Герои, конечно, тоже что-то делают, но управляют ими однозначно высшие силы. Настоящие действующие лица картины – это:
1. Бог. Он спасает от фашистских истребителей грузовик с Надей и ранеными, в том числе рожающей Анной Михалковой, а все потому, что новорожденному младенцу по михалковскому плану положен персональный ангел-хранитель (да и Надя должна дожить до встречи с отцом, или как?).
2. Комар. Он спасает героя Артура Смольянинова от вражеской пули – тот хотел убить кровососа, впившегося в шрам Андрея Мерзликина, ради этого сдвинулся с места, и именно туда снайпер влепил пулю.
3. Уже обозначенная мышка-норушка. Она спасает всю армию под предводительством бравого генерала Котова, вооруженную лишь палками и двинувшуюся на штурм цитадели, и делает это одним движением хвоста – задев очки фрица, она передвигает их на солнце, то нещадно палит и выжигает дыру в листе бумаги, все воспламеняется, в том числе боеприпасы, и Цитадель взлетает на воздух. Какова сила провидения, а? Чудо, мастерский полет фантазии!
4. Ну и вернемся к номеру 1, он же Бог. Ибо если не он, то кто спас бы Котова, наступившего на мину? Именно! Это может сделать только тот, кто сидит в машине.
Такое вот удивительное кино. Правда, даже боюсь представить, что Михалков снимет дальше. Если он наигрался в постмодернизм, то, наверное, возьмется за то, что у него всегда хорошо получалось – камерные драмы. Если же нет, то нас, наверное, ждет шествие Котова на Берлин. Я уж не сомневаюсь, что оно станет триумфальным. Достаточно взять выводок комариков (можно без воздушных шариков), парочку мышек-норушек, заручиться поддержкой Господа Бога, и можно не удивляться, увидев на экране, что именно Котов убил Гитлера (надо же переплюнуть «Бесславных ублюдков») и обеспечил России великую победу. Или кто-то еще сомневается?
комментарии:
добавить комментарий
Пожалуйста, войдите чтобы добавить комментарий.