Турецкоподданый родом из Одессы

01.10.12 15:08 | Добавить в избранное
 Великий комбинатор, вышедший из-под пера Ильфа и Петрова – Остап-Сулейман-Берта-Мария-Бендер-бей, сочетавший в себе самые яркие черты многих подпольных деятелей уличной науки «отъема денег у граждан», известен каждому, уважающему себя жителю нашей необъятной родины.

Кем на самом деле был «идейный борец за денежные знаки»? Ярким вымыслом или таки вполне себе реальной личностью?

Сами авторы утверждали, что образ Бендера был собирательным, и никакая конкретная личность в виду не имелась. Тем не менее, нашлись желающие заподозрить Ильфа и Петрова в некоторой нечестности. Большинство исследователей этого животрепещущего вопроса склоняются к тому, что реальная личность все же существовала.

И носила она вполне реальное имя – Иосиф Шор. Сотрудник одесского уголовного розыска и по совместительству ловкий аферист, приходился младшим братом поэту Натану Шору.

Детство Оси Шора проходило в обществе молодых писателей и поэтов, которые частенько собирались в их одесской квартире. Это же окружение помогло юному дарованию выявить талант остроумного рассказчика, что, вне всяких сомнений, сыграло важную роль в его судьбе. Можно было бы предположить, что кривая дорожка миновала бы смышленого Осю, но первая мировая война спутала ему все карты.

Рассудив, что проливать кровь за отечество не входит в его далеко идущие планы, Шор справил себе поддельные документы турецкого подданного и предоставил их призывной комиссии. Учитывая, что иноземцев на фронт не брали, вопрос с армией был решен. Он даже успел сделать на этом небольшой бизнес, избавив от воинской повинности еще нескольких «пацифистов». Правда, вскоре, махинация была раскрыта, что заставило Иосифа Шора покинуть Одессу в спешном порядке.

История умалчивает о том, как Шор добрался в Петроград, но и там политические факторы сыграли свою негативную роль в жизни «турецкого подданного». Похвальная мечта о поступлении в технологический институт была наголову разбита шашкой грянувшей октябрьской революции. Не солоно хлебавши, Ося Шор поворачивает стопы обратно в Одессу, где в свете произошедших событий государственного масштаба никому уже нет до него никакого дела.

Однако, добирается он туда почти год, изыскивая финансовые средства весьма изощренными методами. Именно его авантюры легли в основу приключений Остапа Бендера.

Для того, чтобы пробраться на агитационный теплоход, идущий по Волге, ему пришлось назваться художником, хотя кисти в руках он доселе не держал. Сеансы одновременной шахматной игры тоже имели место быть. Мадам Грицацуева опять же не такой уж и вымышленный персонаж. Дело в том, что по дороге домой Шор умудрился жениться на внушительных размеров женщине, которая владела продуктовой лавкой.

Как несложно заметить, жизненный путь Иосифа Шора изобиловал материалом, и у Ильфа и Петрова в распоряжении было непаханое поле для творчества. После издания книги, Шор заявился к ним лично и потребовал выплаты гонорара, как носителю столь примечательной биографии. Подробно изучив паттерны этой одиозной личности, авторы были непреклонны и спуску Шору не дали, пояснив, что, несмотря на их схожесть, Бендер вполне независимая единица и к прототипу имеет крайне посредственное отношение, которого явно недостаточно для уплаты гонорара. Можно предположить, что писатели были достаточно убедительны, потому как спорить с ними Шор не стал.

Несправедливо было бы упустить из виду и другую сторону личности Иосифа Шора, которая характеризует его как человека, хоть и не святого, однако, отнюдь не беспринципного. Во время сталинских репрессий он спас немало народу, пряча их у себя в квартире и рискуя при этом своей собственной жизнью. В числе спасенных был и известный писатель Юрий Олеша.

В последние годы жизни он работал проводником поездов дальнего следования и умер в весьма преклонном возрасте в 1978 году, перенеся рак кожи и два инфаркта.
 
http://new-intelligence.ru/re-2/





 

комментарии: