Счастливая куртизанка
Автор:
Хрисанф Жанглызин , 05.04.11 20:24
Добавить в ленту | | Добавить в избранное
Добавить в ленту | | Добавить в избранное
Если кто не помнит, то "Счастливая куртизанка, или история жизни и всевозможных превратностей судьбы мадемуазель де Бело, впоследствии именуемой графиней де Винпельсгейм Германской, она же особа, известная во времена Карла II под именем леди Роксаны (The fortunate mistress; or, a history of the life and vast variety of fortunes of mademoiselle de Beleau, afterwards call’d the countess de Wintselsheim in Germany. Being the person known by the name of the lady Roxana, in the time of king Charles II) известна в русском переводе как "Роксана".
Это произведение -- последний роман Дефо вышло в свет в 1724 году, когда автору было уже около шестидесяти четырех лет. Дефо известен главным образом как автор «Робинзона Крузо». Дефо считают одним из первых сторонников романа, как жанра. Он помог популяризовать этот жанр в Великобритании, а некоторые считают его одним из основателей английского романа, так как он является одним из зачинателей английского и европейского реалистического романа эпохи Просвещения. Вместо привычных сентиментальных романов с их идеализированными героями, фантастическими приключениями и экзотическим антуражем, Дефо предложил приятное узнавание уже известного мира и направил роман по реалистичному курсу.
Так вот, вообще говоря, Роксана — француженка. Она родилась в городе Пуатье, в семье гугенотов. В 1683 г., когда девочке было около десяти лет, родители, спасаясь от религиозных преследований, перебрались с нею в Англию. Стало быть, год ее рождения — 1673-й. В пятнадцать лет отец выдал ее замуж за лондонского пивовара, тот, никудышный хозяин, за восемь лет брака промотал женино приданое, продал пивоварню и однажды утром «вышел со двора с двумя слугами» и навсегда уехал, оставив жену с детьми мал мала меньше (всего их пятеро). Злосчастное замужество дает случай «скорой на язык» и неглупой героине провести классификацию «дураков», из которых ее муж совмещал сразу несколько разновидностей, и предостеречь читательниц от опрометчивого решения связать судьбу с одним из таких.
Положение ее плачевно. Родственники сбежавшего мужа отказывают в помощи, с ней остается только преданная служанка Эми. Ей и двум сердобольным старухам (одна из них вдовая тетка мужа) приходит в голову отвести четверых детей (самого младшего взял под свое попечительство приход) к дому их дяди и тетки и, буквально втолкнув их через порог, бежать прочь. Этот план осуществляется, пристыженные совестливым дядей родственники решают сообща заботиться о малютках.
Между тем Роксана продолжает оставаться в доме, и более того: хозяин не спрашивает платы, сочувствуя ее жалкому положению, оказывает всяческое вспомоществование. Смышленая Эми смекает, что такое участие едва ли бескорыстно и ее госпоже предстоит известным образом расплатиться. Так оно и случается. После в шутку затеянного «свадебного ужина», убежденная доводами Эми в справедливости домоганий своего благодетеля, Роксана уступает ему, сопровождая жертву многоречивым самооправданием («Нищета — вот что меня погубило, ужасающая нищета»). Уже не в шутку, а всерьез составляется и «договор», где подробно и точно оговоренные деньги и вещи гарантируют героине материальную обеспеченность.
Не сказать, что она легко переживает свое падение, хотя надо учитывать корректирующие оценки задним числом, которые выносит «поздняя» Роксана, погрязшая в пороке и, похоже, полная искреннего раскаяния. Симптомом наступающей нравственной глухоты становится совращение ею «верной Эми», которую она укладывает в постель к своему сожителю. Когда выясняется, что Эми забеременела, Роксана, чувствуя свою вину, решает «взять этого ребенка и заботиться как о собственном». О собственных ее детях, мы знаем, заботятся другие, так что и эту девочку сплавят кормилице, и более о ней ничего не будет сказано. У самой Роксаны только на третьем году рождается девочка (она умрет шести недель от роду), а еще через год родится мальчик. Короче, весь роман пересказывать не буду, а оконцовка такая, что Роксана нищей умирает в тюрьме, и Эми, заразившись дурной болезнью, умирает в бедности.
Многие особи женского роду и теперь видят спасение в замужестве за красивым и богатым принцем. Типа того, что я его охмурю красотой моей неземной, потом рожу ему дитя, зато потом всю оставшуюся жизнь буду как сыр в масле кататься. Ан нет, жизня она ведь и по-другому курсу может пойти. Хотела куртизанка счастья, а получилось как всегда. А теперь вопрос к залу, собственно говоря: Что-нибудь изменилось в женской психологии со времени Дефо?
Это произведение -- последний роман Дефо вышло в свет в 1724 году, когда автору было уже около шестидесяти четырех лет. Дефо известен главным образом как автор «Робинзона Крузо». Дефо считают одним из первых сторонников романа, как жанра. Он помог популяризовать этот жанр в Великобритании, а некоторые считают его одним из основателей английского романа, так как он является одним из зачинателей английского и европейского реалистического романа эпохи Просвещения. Вместо привычных сентиментальных романов с их идеализированными героями, фантастическими приключениями и экзотическим антуражем, Дефо предложил приятное узнавание уже известного мира и направил роман по реалистичному курсу.
Так вот, вообще говоря, Роксана — француженка. Она родилась в городе Пуатье, в семье гугенотов. В 1683 г., когда девочке было около десяти лет, родители, спасаясь от религиозных преследований, перебрались с нею в Англию. Стало быть, год ее рождения — 1673-й. В пятнадцать лет отец выдал ее замуж за лондонского пивовара, тот, никудышный хозяин, за восемь лет брака промотал женино приданое, продал пивоварню и однажды утром «вышел со двора с двумя слугами» и навсегда уехал, оставив жену с детьми мал мала меньше (всего их пятеро). Злосчастное замужество дает случай «скорой на язык» и неглупой героине провести классификацию «дураков», из которых ее муж совмещал сразу несколько разновидностей, и предостеречь читательниц от опрометчивого решения связать судьбу с одним из таких.
Положение ее плачевно. Родственники сбежавшего мужа отказывают в помощи, с ней остается только преданная служанка Эми. Ей и двум сердобольным старухам (одна из них вдовая тетка мужа) приходит в голову отвести четверых детей (самого младшего взял под свое попечительство приход) к дому их дяди и тетки и, буквально втолкнув их через порог, бежать прочь. Этот план осуществляется, пристыженные совестливым дядей родственники решают сообща заботиться о малютках.
Между тем Роксана продолжает оставаться в доме, и более того: хозяин не спрашивает платы, сочувствуя ее жалкому положению, оказывает всяческое вспомоществование. Смышленая Эми смекает, что такое участие едва ли бескорыстно и ее госпоже предстоит известным образом расплатиться. Так оно и случается. После в шутку затеянного «свадебного ужина», убежденная доводами Эми в справедливости домоганий своего благодетеля, Роксана уступает ему, сопровождая жертву многоречивым самооправданием («Нищета — вот что меня погубило, ужасающая нищета»). Уже не в шутку, а всерьез составляется и «договор», где подробно и точно оговоренные деньги и вещи гарантируют героине материальную обеспеченность.
Не сказать, что она легко переживает свое падение, хотя надо учитывать корректирующие оценки задним числом, которые выносит «поздняя» Роксана, погрязшая в пороке и, похоже, полная искреннего раскаяния. Симптомом наступающей нравственной глухоты становится совращение ею «верной Эми», которую она укладывает в постель к своему сожителю. Когда выясняется, что Эми забеременела, Роксана, чувствуя свою вину, решает «взять этого ребенка и заботиться как о собственном». О собственных ее детях, мы знаем, заботятся другие, так что и эту девочку сплавят кормилице, и более о ней ничего не будет сказано. У самой Роксаны только на третьем году рождается девочка (она умрет шести недель от роду), а еще через год родится мальчик. Короче, весь роман пересказывать не буду, а оконцовка такая, что Роксана нищей умирает в тюрьме, и Эми, заразившись дурной болезнью, умирает в бедности.
Многие особи женского роду и теперь видят спасение в замужестве за красивым и богатым принцем. Типа того, что я его охмурю красотой моей неземной, потом рожу ему дитя, зато потом всю оставшуюся жизнь буду как сыр в масле кататься. Ан нет, жизня она ведь и по-другому курсу может пойти. Хотела куртизанка счастья, а получилось как всегда. А теперь вопрос к залу, собственно говоря: Что-нибудь изменилось в женской психологии со времени Дефо?
ответить
Пожалуйста, войдите чтобы добавить ответ.