27 Апреля 2024

О, Цитадель!

Такого насилия над собой я не совершала уже давно – вот и хочешь выдавить из себя текст, а выжимаешь вместо него внутренности. Поэтому, рассказывая о фильме «Утомленные солнцем 2: Цитадель» (в кино с 5 мая 2011), начну сразу со спойлера. Главная задача наших – взять неприступную цитадель. У них весь фильм ничего не получается, но с задачей справляется мышка-норушка, которая взрывает эту махину. А в перерывах между демонстрацией этой самой мышки, которая крутится как белка в колесе (это не фигура речи, смысл вполне буквальный), весь цвет сборной российского кино бегает по траншеям, пытаясь не попасть фрицам под прицел. Да, именно так. Даю честное слово: я была кристально трезва, когда смотрела «Цитадель», и столь же трезва сейчас, когда пишу этот текст, хотя жалею и о первом, и о втором – было б лучше принять на грудь чего-то горячительного, а то после такого зрелища начинаешь сомневаться в адекватности окружающей реальности (а так хоть было бы, на что ее списать).
 

В целом, несмотря на наличие линейного сюжета (чем не мог похвастаться сборник короткометражек о войне под названием «Предстояние»), событийный ряд «Цитадели» подчинен желаниям левой пятки всеведающего Михалкова, т.е. принципу «Deus ex machina» («Бог из машины») – коронному приему ленивых античных драматургов, которые использовали его тогда, когда сюжет буксовал и не желал двигаться ни в одном из направлений. Реализовывалось это просто: на сцену спускался бог и говорил персонажам, что им делать дальше. Понятно, что в современной драматургии этот прием искоренен ввиду то ли чуть меньшей веры в бога, то ли слабости этого финта ушами. На это сценаристы «Цитадели», видимо, и уповали: возьмем-ка из старинного ларчика клевую штучку, сотрем с нее пыль и пусть все думают, как оригинально и новаторски все это смотрится. Да нет, не оригинально. И вовсе даже не новаторски.

По сути, Михалков продолжил линию, начатую им в «12» - там летала птичка. В «Предстоянии» объект уменьшился – это был шмель. Но апофеозом стала «Цитадель» - там правосудие вершится комарами (показан даже процесс рождения этого летучего голландца) и прочими движущимися существами, окромя людей. Герои, конечно, тоже что-то делают, но управляют ими однозначно высшие силы. Настоящие действующие лица картины – это:
1. Бог. Он спасает от фашистских истребителей грузовик с Надей и ранеными, в том числе рожающей Анной Михалковой, а все потому, что новорожденному младенцу по михалковскому плану положен персональный ангел-хранитель (да и Надя должна дожить до встречи с отцом, или как?).
2. Комар. Он спасает героя Артура Смольянинова от вражеской пули – тот хотел убить кровососа, впившегося в шрам Андрея Мерзликина, ради этого сдвинулся с места, и именно туда снайпер влепил пулю.
3. Уже обозначенная мышка-норушка. Она спасает всю армию под предводительством бравого генерала Котова, вооруженную лишь палками и двинувшуюся на штурм цитадели, и делает это одним движением хвоста – задев очки фрица, она передвигает их на солнце, то нещадно палит и выжигает дыру в листе бумаги, все воспламеняется, в том числе боеприпасы, и Цитадель взлетает на воздух. Какова сила провидения, а? Чудо, мастерский полет фантазии!
4. Ну и вернемся к номеру 1, он же Бог. Ибо если не он, то кто спас бы Котова, наступившего на мину? Именно! Это может сделать только тот, кто сидит в машине.

Такое вот удивительное кино. Правда, даже боюсь представить, что Михалков снимет дальше. Если он наигрался в постмодернизм, то, наверное, возьмется за то, что у него всегда хорошо получалось – камерные драмы. Если же нет, то нас, наверное, ждет шествие Котова на Берлин. Я уж не сомневаюсь, что оно станет триумфальным. Достаточно взять выводок комариков (можно без воздушных шариков), парочку мышек-норушек, заручиться поддержкой Господа Бога, и можно не удивляться, увидев на экране, что именно Котов убил Гитлера (надо же переплюнуть «Бесславных ублюдков») и обеспечил России великую победу. Или кто-то еще сомневается?

комментарии:


  • Автор: balablaika      10.05.11 18:22

    После вчерашнего просмотра фильма "Бресткая крепость" , михалковские предстояние и цитадель кажутся чем-то очень нелепым и бессмысленным и это печально.

    Ответить

  • Автор: Natalie M      10.05.11 20:49

    тьфу, показалось, что на картинке Михалков упирается в лоб Розенбаума.
    ну, чего тока не примерещицца, ужасть)))

    Ответить

  • Автор: Chinchilla      11.05.11 09:59 Ответ для Natalie M 10.05.11 20:49

    мне тоже самое показалось )))))))))))))))))

    Ответить

  • Автор: Кофейная Фея      11.05.11 12:25 Ответ для Natalie M 10.05.11 20:49

    А рази это не Розенбаум?! Мне тоже так показалось. И кажется до сих пор)))

    Ответить

  • Автор: Женя Энистон      11.05.11 16:20

    ну вы даете:)))
    вам про Цитадель, а вы про Розенбаума:)))

    Ответить

  • Автор: Прелесть      11.05.11 16:29 Ответ для

    я это уже давно спрашивала - можешь почитать в рецензии на Женерейшн Пи.

    Ответить

  • Автор: Прелесть      11.05.11 16:36 Ответ для

    вот я тож так спрашивала, и получиа в той теме развернутый ответ от ЗК почему она на этот фильм рецензию не пишет. Потому как пристрастна к однму из своих учителей. Оттаот.
    Так чта сматри и не жди, если еще не сматрела, рицензии, скорее всего, не будет.

    Ответить

  • Автор: Злобный критик      11.05.11 16:50 Ответ для Natalie M 10.05.11 20:49

    Это не Розенбаум. Это Максим Суханов, загримированный под Сталина.

    Ответить

  • Автор: Злобный критик      11.05.11 16:58 Ответ для

    Потому и авторы рецензий гонят психоделически, что фильм тому благоприятствует. Смотреть или нет - личный выбор каждого. Но "Цитадель" гораздо сильнее "Предстояния", это факт. Но в целом не обязательно, не такой уж мегашадевр.

    А на "Мастера и Маргариту" я рецензию писать опасаюсь - боюсь, что никакой объективности в ней не будет, сплошные дифирамбы. Так уж получилось, что режиссер "Мастера..." был моим ВГИКовским мастером (простите за каламбур), и я нежно люблю все, что он делает. Хотя после сегодняшней пресс-конференции по "Пиратам Карибского моря 4" я пересмотрела свою точку зрения на этот вопрос (т.е. если вам действительно нужна рецензия на "Мастера...", то можно организовать).

    Ответить

  • Автор: Прелесть      11.05.11 17:01 Ответ для Злобный критик 11.05.11 16:58

    дадада! я тоже хочу рецензию - павтяряюсь в этой теме снова. Пусть даж деферамбы, тем более, что фильм их достоин вполне.

    Ответить

  • Автор: Кофейная Фея      11.05.11 17:04 Ответ для Злобный критик 11.05.11 16:50

    ну надо же!

    Ответить

  • Автор: Злобный критик      11.05.11 17:10 Ответ для Прелесть 11.05.11 17:01

    Ну тогда сам бог велел:) Напишу!

    Ответить

  • Автор: Злобный критик      11.05.11 17:13 Ответ для Кофейная Фея 11.05.11 17:04

    Да, вот так:) Но, судя по всему, гримерам кто-то подменил фото Сталина на фото Розенбаума, отсюда и результат.

    Ответить

  • Автор: Natalie M      11.05.11 18:40 Ответ для Злобный критик 11.05.11 16:50

    та я сопсна в курси))
    вот когда кино смотришь - то Суханов-Сталин не похож на Розенбаума, но вот на постере....:))))

    Ответить

  • Автор: Гражданка Никанорова      12.05.11 06:54 Ответ для Злобный критик 11.05.11 16:58

    Ой. а чотам. чотам?! (по пиратам)))) а то я собралась на предпоказ 17-го и толпу друзей сподвигла с детями. приоткройте занавеску. плииз....

    Ответить

  • Автор: Злобный критик      12.05.11 09:24 Ответ для Гражданка Никанорова 12.05.11 06:54

    По самому фильму мне нельзя писать до 16-го. А про пресс-конференцию и премьеру хочу сделать отдельный пост, чтоб тут не флудить.

    Ответить

  • Автор: Natalie M      12.05.11 21:38 Ответ для

    тебя тока это раздражает???))) ну теперь ты - мой идеал терпения))
    я вот седни утром - в 4 утра еси точнее - чета проснулась, лежала-лежала - сон не шел, и я решила пересмотреть Предстояние. не зря однака, заснула где-то на 4 минуте. атличное средство по борьбе с бессоницей)))

    Ответить

  • Автор: Natalie M      12.05.11 23:34 Ответ для

    аааа))) так твое раздражение было тока в контексте обсуждение энтава кино)))
    от я наивное)) ладно, тогда ты проста мой идеал в имбирнопеченькоделании;)
    а по теме моя имхастая имха, так сказать, ваще УС: Предстояние и Цитадель - фигня. куча ашипок и нестыковак. и пергидрольный Дюжев к таму же. все это делаит такой коктейль, шо не всякая нервняя система иво выдержит)))

    Ответить

  • Автор: Basya      16.05.11 10:32

    Ну тут все понятно, Михалкова сегодня только ленивый не ругает.
    "сценаристы «Цитадели», видимо, и уповали: возьмем-ка из старинного ларчика клевую штучку, сотрем с нее пыль и пусть все думают, как оригинально и новаторски все это смотрится. Да нет, не оригинально. И вовсе даже не новаторски". А помоему никото ни на что и не уповал, никто там на оригинальность и новаторство не претендует. Фильм-сага о войне. О том, что все в мире взаимосвязано, и мотыльки, и комары,о том, что зло возвращается, карма настигнет когда надо.
    Не знаю, тут по-моему автор больше на оригинальность претендует. Предстояние действительно занчительно хуже.

    Ответить

  • Автор: Pudra      16.05.11 23:35

    Не, это не Розенбаум. Это Илья Олеников. Я сразу узнала. А слева - загримированый под Михалкова Стоянов. Они на заставке "Городка" именно так лбами стукаются.

    Ответить

  • Автор: Злобный критик      17.05.11 20:41 Ответ для Basya 16.05.11 10:32

    "тут по-моему автор больше на оригинальность претендует" (с)
    С этим не поспоришь:)

    Ответить

  • Автор: woman in love      18.05.11 09:51 Ответ для Pudra 16.05.11 23:35

    псссссссс))))))

    Ответить

  • Автор: lopurak      27.09.11 15:21

    Да наши так и не научились фильм снимать

    Ответить