16 Января 2025

Отпуск с крохотными детьми

Поскольку отпускная лихорадка уже началась, а я совсем недавно получила новую порцию наблюдений за путешествующими семьями, давайте обсудим такую тему: стоит ли путешествовать с очень маленькими детьми. Скажем, до двух лет. 

С самого начала определимся, что разумеется, никто никому не командует - что делать с собственным чадом и в каком возрасте его куда-то возить или не возить. Наша задача выяснить - исходя из интересов малыша, имеет ли такое путешествие смысл?

Почему я так ставлю вопрос? 
Потому что у меня есть все основания полагать, что дети вовсе не наслаждаются этими поездками. Им приходится особенно тяжко, если речь идёт о многочасовых перелётах в страны, где климат резко отличается от того, к которому они привыкли. 

Я сама начала своих детей брать в поездки, когда им исполнялось полгода. Мы всегда летали самолётом, причём время в воздухе не превышало часа, а климат в месте отдыха не слишком отличался от привычного дома. И всё равно я вспоминаю эти путешествия с неудовольствием, потому что ребёнку было жарко, неприятно и непривычно засыпать в незнакомом месте. Особенно тяжело было с другой водой - даже бутылочная почему-то имела незнакомый привкус, и малыш с негодованием отпихивал молоко, которое не желал признавать съедобным. Кроме того, непривычное окружение постоянно вгоняло обычно спокойного ребёнка в стресс, и он не слезал у меня с рук. На семейных фотографиях дети прячут лицо мне в шею, а у меня самой такое лицо, как будто я только что вышла из каменоломни. С тех пор мне на память остался ещё и чудеснейший сколиоз, так как в коляске дитё орало, а слингов тогда ещё не было (да у нас и жарко в слинге). 

При этом моим детям повезло со здоровьем, т.е. не было каких-то пищевых аллергий, резких реакций на укусы насекомых, простуд от кондиционера, кишечных расстройств и прочих отпускных неприятностей. 

В своей последней поездке я видела 9-10 месячную девочку, которую родители потащили в коляске в Старый Город на Родосе, в самый полдень. Там вообще-то есть тенистые места, но жару, толпу из туристов, шум и гам никуда не денешь. Только когда озверевший от пекла, толпы и гомона ребёнок взвыл трубным голосом, родители очнулись и взяли автобус обратно до гостиницы. А это ещё минут сорок в трясучке. Вот скажите мне - это нормальный отдых с точки зрения ребёнка? 

Или когда совсем крохотных малышей тянут с собой на пляж, причём не окунуться и 20 минуток поиграть с песком, а на четыре-пять часов? Им вообще запрещено столько времени находиться на улице при высоких температурах, однако поди-ка это объясни маменькам. Порвут на клочки. У них отпуск, точка. Они отдыхать приехали, а не с дитём в номере сидеть. 

Про другие страны не знаю (не возила туда детей маленькими), а вот в Греции с питанием для детей туговато. Не варят тут в туристических ресторанах супчик для семимесячных без соли и с минимумом позволенных овощей, а в номерах далеко не всегда есть плиты. А даже если есть - обычно мамаши этим не морочатся (смотри - у них отпуск). В результате детки всё это время сидят на йогуртах-каше. Даже в самой крутой гостинице шести-восьмимесячному малышу полноценное питание с супами и фруктовым пюре из свежих фруктов сходу не наладишь, но это никого не останавливает. Исключение составляют квартирки с полностью оборудованной кухней и виллы, но это уже не массовый туризм. В основном же все едут в гостиницы. 

Для нормальной акклиматизации среднестатистическому ребёнку нужны две недели. То есть как минимум первые десять дней он акклиматизируется, со всеми сопутствующими неприятными ощущениями. Практически это означает, что он чумеет от смены часовых поясов, от непривычной температуры, еды, воды и сбоя в графике. У кого-то запор, у кого-то - понос. Единственным способом высказать своё возмущение всем этим безобразием является плач. И дети ревут и капризничают, а у родителей вроде как отпуск, и они психуют на ревущих детей. Вдобавок к своим неприятным ощущениям дитя получает и маменькины-папенькины психи. 

Поэтому я и задаюсь таким вопросом - а зачем вообще возить таких крох в дальние края, где для них нет нормальных условий? Не лучше ли выбрать хотя бы в первый год жизни какой-то более щадящий отдых для всей семьи в приближенных для обычной рутины условиях, а уже когда ребёнок начнёт ходить и есть то, что едят все - ехать куда-то подальше? Разве это не сэкономило бы кучу нервов и здоровья и ему, и родителям? 

При этом я прекрасно понимаю про полгода - плохую погоду, полгода - совсем никуда. Но я также очень хорошо понимаю, что плюс 35 в памперсе ничем не легче и не краше, а восемь часов перелёта с перепадами давления, шум, родительские нервы и непривычная еда для детей не означают отпуск. Они означают пытку длиной в несколько дней. 

Из других вариантов есть ещё - оставить малыша с бабушкой и поехать в отпуск вдвоём (это 1 год, которого он всё равно не запомнит), если бабушек-дедушек нет - вариант, озвученный выше. Или взять раздельные отпуска - один родитель сидит с ребёнком, второй едет в отпуск. В общем, можно же придумать что-то, что учитывает и нужды самого маленького члена семьи, а не только родительские хотелки. 

комментарии:


  • Автор: Tanya      23.05.13 19:40 Ответ для Hild 23.05.13 19:24

    Нормально я поняла все. Я ко всем приведенным Вами примерам отношусь точно также - отрицательно. Про adult only places я упомянула постольку, поскольку совершенно понятно, что есть люди, которых дети, особенно на отдыхе, раздражают. Для таких людей и придуманы места только для взрослых. Кстати, мне было странно узнать, что в такие места тоже привозят детей. Я сама в таких не была, ибо всегда с детьми, но слышала, что вот даже если семья с ребнком зашла на территорию взрослого курорта, то работники очень вежливо с церемониями все-таки указывают такой семье на то, что им здесь находиться нельзя.

    Ответить

  • Автор: Yekaterina      23.05.13 19:50 Ответ для Оскопляющая красота 23.05.13 04:34

    и то и другое где-то с 6-9 мес. дети очень любили рыбу сделанную на пару. яйца были приготовлены на водяной бане в режиме очень нежного омлета. к педиаторам не ходила. если ребенок проявлял интерес ко врослой пище давала по чуть-чуть практически все и смотрела на реакцию - нравиться по вкусу, можно немножко дать.

    Ответить

  • Автор: Frau Miller      23.05.13 19:52 Ответ для Tanya 23.05.13 19:40

    Наверное, это в России просто не регламентировано (как и многое другое). То есть, все вроде как понимают, что на металл или на рок-фестиваль, где куча пьяных взрослых, детям приходить не стоит, но нигде ведь это не прописано. И сейчас действительно считается каким-то особым шиком среди мамаш свозить детей в какое-нибудь такое неподходящее место, и на них потом смотрят, как на продвинутых родителей: мол, все с дитем вместе делают, и оно (дите) им ни разу не в тягость.

    Ответить

  • Автор: Hild      23.05.13 20:04 Ответ для Frau Miller 23.05.13 19:52

    Именно, именно. В России это не регламентировано, поэтому упросить родителей с ребенком покинуть какое-то место можно только ссылаясь на вред для самого ребенка от нахождения в это время в этом месте. А если родителям собственное желание "всем доказать" важнее, чем благо ребенка, то сделать с ними ничего нельзя. А некоторых прямо-таки тянет с детьми туда, где детям не следует находиться.

    Ответить

  • Автор: Tanya      23.05.13 20:08 Ответ для Frau Miller 23.05.13 19:52

    Я тоже заметила это стремление всем доказать, что я очень современная мама, и ребенок мне совершенно не мешает вести привычный образ жизни - это какой-то нынешний тренд уже.

    Ответить

  • Автор: Frau Miller      23.05.13 20:26 Ответ для Tanya 23.05.13 20:08

    Более того, этот тренд является естественным продолжением активно пропогандируемой идеи, что "беременность - это не болезнь, а состояние". До России эта идея еще как-то не сильно дошла, но в Америке таких "продвинутых" будущих мам я встречала. Одна американка рассказывала, как она на 6 месяце беременности каталась на горных лыжах и едва избежала столкновения с собственным отцом (отцу это стоило сломанной ноги). Вот что это: мода, современный подход или откровенная глупость? И что это за необходимость кататься на горных лыжах на 6 месяце беременности? Извиняюсь за оффтопик, но, видимо "необходимость" заставляющая мам тащить своих детей на рок-концерты из той же серии.

    Ответить

  • Автор: Tanya      23.05.13 20:51 Ответ для Frau Miller 23.05.13 20:26

    Да полно таких. Но, надо сказать, сама я не видела малявок на рок-концертах, но это н значит, что их там не бывает. ))

    Ответить

  • Автор: Hild      23.05.13 20:51 Ответ для Frau Miller 23.05.13 20:26

    Не волнуйтесь, в России этот тренд тоже стремительно набирает обороты :) В автошколу в одно время со мной пришла дама, у которой живот уже на глаза лез, и у всех, грешным делом, возник вопрос, как это она собирается успеть до родов сдать на права. Администрации автошколы стоило труда ее уговорить не садиться за руль, потому что езда по городу для новичка - сильнейший стресс, не говоря уже о том, что беременность не очень располагает к скорости реакции. А дама эта как раз и возражала на повышенных тонах в духе "Беременность - не болезнь! Я имею право!" и пр. и пр. И хорошо, что уговорили, а то ведь кто знает, как оно повернулось бы...

    Ответить

  • Автор: тффт      23.05.13 20:52

    Читаю вас тетки и поражаюсь! Да, я летаю с дочкой с 4 месяцев и до 2 лет моя дочь летала 12 раз! И одно могу сказать, как раз до 1 годика дети замечательно ведут себя в самолете, в основном спят, главное подгадать со временем полета!
    И что если рядом нет ни бабушек, ни дедушек и до них нужно добираться на самолете или поезде, по вашему получается, если есть дитя, то все!!, нужно сидеть дома и никуда не вылезать? Не у всех например есть дачи Подмосковные, или в других больших городах и что, теперь с ребенком сидеть в квартире?, только потому что окружающим людям не нравятся дети рядом, так получается?
    Я тоже рассуждала, как многие тетки здесь, но только до тех пор, пока не появилась в моей жизни дочь.
    Ну и конечно, нужно смотреть по характеру ребенка, конечно с больным и истеричном ребенком, ни кому не кайф летать и отдыхать и в первую очередь родителям.

    Ответить

  • Автор: тффт      23.05.13 20:58

    Так что тетки, я за детей и разных поездок с ними, если родителей это устраивает, а не "закапываться" в квартире и ждать, когда ребенок подрастет.

    Ответить

  • Автор: Frau Miller      23.05.13 21:18 Ответ для Hild 23.05.13 20:51

    Ухх, значит просто мне не попадались! Сильна русская женщина, сильна:)

    Ответить

  • Автор: Оскопляющая красота      23.05.13 21:49 Ответ для Yekaterina 23.05.13 19:50

    вам очень сильно повезло.
    Если бы дети были аллергиками, я бы посмотрела, в какую больницу вы бы с ними бежали, анафилактический шок снимать в чужой стране.

    Ответить

  • Автор: Оскопляющая красота      23.05.13 21:50 Ответ для тффт 23.05.13 20:52

    нет, не потому что окружающим людям не нравится. А потому что самим детям это мучение, а не отдых.

    Ответить

  • Автор: Оскопляющая красота      23.05.13 21:52 Ответ для тффт 23.05.13 20:58

    никто не говорит про закапываться. Тут пишут - выбирайте щадящие места для отдыха, подходящие для детей.

    Ответить

  • Автор: Frau Miller      23.05.13 22:13 Ответ для тффт 23.05.13 20:52

    Речь идет не о вреде отдыха с детьми вообще, а о вреде неправильно организованного отдыха. Согласна, что если есть желание, можно и для совсем маленького ребенка нормально все организовать на время отпуска, хотя лично для себя вывоз ребенка до года считаю неоправданным риском (это только мое мнение). И тетки тут возмущаются не наличием детей в самолетах, а неспособностью некоторых родителей нести за своих детей ответственность. Согласитесь, одно дело, когда плачет годовастик на взлете или посадке (уши заложило), и совсем другое - вконец измученный дяденька, по которому вот уже 8 часов ползает совершенно не интересный ему посторонний ребенок, и все это под умильным взором мамы ("он у меня такой активный!)

    Ответить

  • Автор: тффт      23.05.13 22:47

    Ну, ситуации разные бывают, согласна. Но, приведу пример, который произошел со мной, в аэропорту Домодедово рейс задержали на 3 часа, при этом мы прошли регистрацию и один раз даже к самолету подьехали и уехали опять в здание аэропорта, конечно же моя дочь начала капризничать, я пыталась ее успокоить, но это уже нереально было сделать, была истерика и усталость и у ее и у меня и я готова уже плюнуть на билеты и взять такси и домой вернуться. Мне казалось я ко всему подготовилась, ан нет, я не ожидала задержки рейса на 3 часа. А самое главное, видели бы лица "бездетных" людей в этот момент, я была врагом номер 1 со своим ребенком в их глазах.

    Ответить

  • Автор: тффт      23.05.13 22:56

    Или взгляд тетки, (когда я летела с дочкой почти в 4 ее месяца первый раз), ее посадили с нами и увидев ребенка рядом с собой, у тетки был в глазах ужас, нет, не так, а именно УЖАС!!!!!!! А моя дочь даже не пикнула, а просто 1,5 часа полета проспала.
    Так чего вы тетки боитесь?!
    Я конечно понимаю, что есть родители, которых хочется прибить, но при этом скажу, ни одному родителю, не хочется, чтобы его ребенок орал и истерил.
    И при этом хоть и большая часть жизни крутится вокруг ребенка, родители тоже люди и хотят "отдохнуть", поменять обстановку и т.д.
    И вообще, я поражаюсь, как англичане с оравой детей разного возраста везде летают и все норм.

    Ответить

  • Автор: Yekaterina      23.05.13 22:57 Ответ для Frau Miller 23.05.13 20:26

    вот уж не знала, что оказывается болела три раза, а не просто вынашивала детей попутно живя полной жизнью. если беременность- это болезнь, то тогда роды что?

    Ответить

  • Автор: Yekaterina      23.05.13 23:01 Ответ для Hild 23.05.13 20:51

    вот взяли и испортили женщине планы сдать на права до родов. вот она с младенцем будет новичком наворачивать но ужасному городу. и что значит живот на глаза лез? какой срок был? почему беременность не распологает к скорости реакции?

    Ответить

  • Автор: Мари Кюри      23.05.13 23:01 Ответ для тффт 23.05.13 22:56

    ну вот того и боимся, что щас начнется ор и истерика, а мамашо будет сидеть с мордою газели и причитать, что это жеребенок, не в силах со своим дитем справиться.

    А англичане и французы между тем - кошмарнейшие сопутешественники, ужасно бесцеремонные и горластые, я бы не ориентировалась на них как на пример.

    Ответить

  • Автор: Frau Miller      23.05.13 23:02 Ответ для Yekaterina 23.05.13 22:57

    Я не говорю, что это болезнь, я просто процитировала лозунг этих активистов. Я тоже во время беременности вела активный образ жизни, но кататься на горных лыжах или там прыгать с парашютом мне в голову не приходило. В своем сообщении я говорила именно о таких случаях активности во время беременности.

    Ответить

  • Автор: Yekaterina      23.05.13 23:03 Ответ для Оскопляющая красота 23.05.13 21:49

    кирпич на голову упасть может в любом возрасте и не факт что будет куда бежать.

    Ответить

  • Автор: тффт      23.05.13 23:05 Ответ для Frau Miller 23.05.13 22:13

    Согласитесь, одно дело, когда плачет годовастик на взлете или посадке (уши заложило), и совсем другое - вконец измученный дяденька, по которому вот уже 8 часов ползает совершенно не интересный ему посторонний ребенок, и все это под умильным взором мамы ("он у меня такой активный!)

    Не соглашусь, никогда такого не видела и точно уж не 8 часов.
    И еще заметила, дядьки, чаще, лояльнее к детям относятся, чем тетки.

    Ответить

  • Автор: Yekaterina      23.05.13 23:06 Ответ для Frau Miller 23.05.13 23:02

    спасибо за пояснение.. я тоже особо не экстремальничала (по моим меркам). но и не особо оглядывалась на свое состояние.

    Ответить

  • Автор: тффт      23.05.13 23:09 Ответ для Мари Кюри 23.05.13 23:01

    Так реально такое бывает, когда невозможно справится с ребенком.
    И умиляться, нормальный родитель, точно не будет, хотя со стороны будет казаться, как вы говорите.

    Ответить

  • Автор: тффт      23.05.13 23:10 Ответ для Мари Кюри 23.05.13 23:01

    Значит, мне встречались "другие" англичане )))))

    Ответить

  • Автор: Frau Miller      23.05.13 23:13 Ответ для тффт 23.05.13 23:05

    Ну, значит Вам повезло, что не видели. Из недавнего: рассказывала подруга, отдыхавшая в Испании. Она ехала в междугороднем автобусе. С ней рядом ехала женщина с ребенком, и ребенок всю дорогу пинал стоящего рядом мужчину. Мужчина отойти никуда не мог, т.к. автобус был полным, а женщина не делала ни малейшей попытки занять ребенка, переключить его внимание или просто отвернуть его к окну. Так и ехали)

    Ответить

  • Автор: Оскопляющая красота      23.05.13 23:14 Ответ для Yekaterina 23.05.13 23:03

    при чём здесь кирпич, мы не обсуждаем несчастные случаи на стройках. Потому и запрещают педиатры давать рыбу и яйца до года, чтобы избежать этого самого "кирпича", и эксперименты ставить на детях - не очень умно. Ваши не были аллергиками, супер, отлично. Но вы то этого не знали, когда в первый раз дали эти продукты, не усомнившись даже - а можно ли.

    Ответить

  • Автор: Оскопляющая красота      23.05.13 23:17 Ответ для тффт 23.05.13 23:09

    поскольку весь текст не о том, как справиться с ребенком, а о том, что самому ребенку нужно - ребенку не нужен этот перелет к чорту на рога в 40 град. жары. Ему нужен его обычный режим, нормальный график и привычное питание. Они себя комфортнее ощущают в привычных условиях. Ребенку также нафиг не сдались все 200 пассажиров в салоне самолета, у каждого из которых свои микробы, насморки-кашли и тд и тп.

    Почему интересы ребенка не важнее родительской хотелки куда-то ехать?

    Ответить

  • Автор: тффт      23.05.13 23:22 Ответ для Оскопляющая красота 23.05.13 23:17

    Ну, на это я могу сказать, лучше 40’ градусов в Греции, чем 30’ в Москве, уверяю, лучше.

    Ответить

  • Автор: Оскопляющая красота      23.05.13 23:24 Ответ для тффт 23.05.13 23:22

    а вот и нет. Ко градусам в Москве ребенок подходит постепенно в рамках привычного климата, а в 40 греческих его окунают резко и без перехода. Для двухлетки это ничего страшного, а для шестимесячного - стресс и неприятные ощущения.

    Ответить

  • Автор: тффт      23.05.13 23:32

    Я не смогу переубедить вас, а вы меня, так что каждый при своем мнении ))
    П.Ы. Ипри общении с детскими врачами, ни один из них не был против наших поездок, единственное условие, чтобы 3-4 недели минимум, желательно месяц.

    Ответить

  • Автор: JanJan      23.05.13 23:33 Ответ для Оскопляющая красота 23.05.13 23:24

    вот точно!!! у меня золовка постоянно племянника возила, он первую неделю вечно блевал от жары, вторую поносил из-за непривычной еды, зато в отпуск с ребенком ездила....

    Ответить

  • Автор: Yekaterina      23.05.13 23:33 Ответ для Оскопляющая красота 23.05.13 23:14

    ваши педиатры запрещают, наш семейный шанхайский врач ничего против не имел. вы считаете рыбу и яйца глупым экспериментом, я не считаю. ура-ура. у вас все хорошо и у меня тоже.

    Ответить

  • Автор: Оскопляющая красота      23.05.13 23:36 Ответ для тффт 23.05.13 23:32

    вы не можете меня переубедить, потому что единственный ваш аргумент - родителю хочется.
    А я вас спрашиваю - а дитю чего хочется, никто не думал?

    Ответить

  • Автор: Оскопляющая красота      23.05.13 23:37 Ответ для Yekaterina 23.05.13 23:33

    это не только наши. Американские еще строже относятся к этим продуктам.

    Сравнительно между шанхайским врачом и европейцами-американцами я как-то больше доверяю западной медицине.

    Ответить

  • Автор: Yekaterina      23.05.13 23:41

    а я шанхайскому

    мне вот опять чую повезло.. мой канадский европейский врачь - китаец ))

    Ответить

  • Автор: тффт      23.05.13 23:44 Ответ для Оскопляющая красота 23.05.13 23:36

    Знаете, если бы я заметила, что моему ребенку плохо и не комфортно, то конечно же, я все свои полеты прекратила бы и по рекомендациям сидела бы дома. Но ей было отлично со мной у бабушки и дедушки, и так же со мной у папы.
    Так что я плохого ничего не вижу.

    Ответить

  • Автор: тффт      23.05.13 23:47 Ответ для Оскопляющая красота 23.05.13 23:36

    И еще, да родителю "хочется", потому что я посчитала, что моему ребенку будет лучше в "обществе". Чем только со мной одной дома.
    Поймите же, ситуации в жизни людей бывают разные и для кого то лучше, поехать в отпуск, чем сидеть дома в 4х стенах.

    Ответить

  • Автор: тффт      23.05.13 23:49

    Забыла добавить - детю хочется быть рядом с родителями)), в любой точке мира )

    Ответить